Дмитрий Медведев в Госдуме, 19.04.17 / фото: Владимир Федоренко, РИА Новости
Кого отчаянно выгораживал российский премьер во время отчета перед Госдумой?
Русская планета
Накануне глава Правительства РФ Дмитрий Медведев выступил в Госдуме перед депутатами с докладом об итогах деятельности исполнительной власти за 2016 год. Сюрпризов от отчета премьера никто не ждал. Медведев в своей привычной манере 3,5 часа рассказывал о достижениях, обтекаемо описывал стоящие перед страной проблемы и задачи.
В сводном годовом отчете Правительства за 2016 год нет ни одного негативного показателя. Заболеваемость туберкулезом и диабетом, смертность от алкоголя, младенческая смертность, доля сырьевого сектора в бюджетных доходах — сократились. При этом увеличилась масса социально-экономических показателей: заработная плата в госсекторе (!), объем внутреннего производства и экспорта продукции тяжелого машиностроения и станкостроения (вероятно, имеется в виду оборонная отрасль), объем производства и экспорт сельхозтоваров и пр.
При этом, за пару дней до выступления в Госдуме Медведев держал показательный ответ перед президентом. «Наша экономика вошла в стадию роста, Мы наблюдали это и в конце прошлого года, и в начале этого года наблюдаем», — сказал премьер и заверил Владимира Путина, что «дно пройдено» и дальше будет лучше». Конечно, от встречи двух друзей перед телекамерами не стоило ожидать какой-либо сенсации. Но главный экзамен Медведев сдал, и в Думе была уже легкая прогулка.
Беспроигрышная формула
Нельзя сказать, что депутаты не задавали премьеру острых вопросов. Наоборот, нынешний отчет прошел в интерактивном формате. Медведева спрашивали и про пенсии, и про налоги, и про малый бизнес, и про кредитный грабеж банков, и про предательскую политику ЦБ по отношению к рублю. На все претензии Медведев отвечал неизменно: благодарил за вопрос, докладывал, что работа идет, и признавал, что правительству «есть над чем подумать».
Эта беспроигрышная формула ответа хоронила смысл любого вопроса. Премьер демонстрировал, что прекрасно понимает, какая тяжелая ситуация сложилась во множестве сфер и обещал разобраться. Медведев научился блестяще выкручиваться, не позволяя себе откровенных глупостей вроде хрестоматийной фразы: «Денег нет, но вы держитесь». Хотя реальная ситуация в России выглядит именно так.
Стоит ли нам вновь нападать на главу правительства за отчет, который констатировал отсутствие каких-либо радикально положительных перемен, равно как и проблем? Премьер не лукавил, когда говорил банальность о работе в «непростых» условиях. Рьяные критики Медведева порой забывают, что правительство в РФ — это исполнительная власть, которая реализует волю президента, законодательной и судебной ветвей.
Текущий экономический кризис — это по большому счету расплата за включение Москвы в геополитическую игру в качестве равного США и Китаю субъекта. Россию лишили огромного количества кредитных возможностей — топлива — для любой экономики мира. По «случайному» совпадению пошли вниз нефтяные котировки, а вслед за ним обесценился рубль.
Кабмин не был уполномочен принимать решение о вводе войск в Крым или бросать вызов США на Ближнем Востоке. В 2012 году, когда правительство начало работать над выполнением знаменитых майских указов (предполагает повышение зарплат бюджетникам и военным в несколько раз), было невозможно предусмотреть огромное количество негативных факторов. То, что случилось в 2014 году, был подлинный форс-мажор.
С 2015 года правительство вынуждено делить скупые доходы в условиях (без пафоса) серьезных социальных обязательств, нарушение которых будет бить по имиджу режима. Такого сценария ни Медведев, ни «Единая Россия» допустить не могут. В свою очередь Путин не может пересмотреть свои предвыборные обещания. Вся триада оказалась в ловушке, а вот делить поровну ответственность никто не захотел.
«Медвежья» услуга
О том, что требуется российской экономике, было сказано много раз. Структурные реформы — это не просто лозунг либеральный интеллигенции и Медведева в период его президентства. Чрезвычайная зависимость от нефти и газа, конечно, тянет на дно российскую экономику. Беда не в том, что страна сидит на «игле» (Норвегия — тоже наркоман), а в том, что доходы от продажи энергоресурсов не вкладываются в перерабатывающие и наукоемкие отрасли.
Изменилось ли что-либо сейчас? Доля нефтегазового сектора в ВВП и в бюджете сократилась до 50% за счет падения цен на сырье. Номинальный экспорт зерна и продукции с высокой надбавленной стоимостью (вооружений) вырос в долларовом выражении по причине девальвации рубля. Таким образом, экономическая статистика выправилась в пользу правительства, но реального прогресса не произошло, да и не могло произойти.
До кризиса на поддержку производственного сектора денег направляли мало, а в наше время при всем желании инвестиций из внутренних резервов не найти. А Запад нам помогать не будет. Утверждение о том, что Россия «проела» свои нефтедоллары будет слишком грубым. Много хорошего было сделано даже в рамках нацпроектов, которые курировал Медведев. Правильнее сказать о том, что руководство РФ не воспользовалось блестящей возможностью вложить достаточно инвестиций в то, что работало бы, несмотря на кризис и санкции.
Сегодня за недальновидность тех лет расплачивается 95% населения России. Государственная элита и те, кого принято называть олигархами и друзьями президента, коллапса на своем кошельке не ощутили. Пояса затянули не все. И народ раздражает не столько возвращающаяся к нему бедность, сколько очевидный факт, что верхушка общества никаких лишений не испытывает, и аппетиты урезать не собирается.
Критики любят обвинять Медведева и министров в том, что они живут в параллельной реальности, забывая, что элита любого государства априори живет в совершенно ином окружающем мире в силу привилегированного положения и необходимости опираться на сухие статистические данные, а не мнения людей. Однако развитое гражданское общество все же помогает верхушке немного спуститься на землю.
В этом контексте Медведев является проводником политики, которая выгораживает всех, кто находится у кормушки. Выгораживает премьер и главу государства, который не собирается брать в ежовые рукавицы любителей полакомиться за народный счет (и на это существуют объективные причины). Но в одном Медведев действительно прав: россияне, радуйтесь тому, что у вас есть в данный момент. Большего вы в ближайшее время не получите.