С середины 2000-х в мире распространяется экономическая модель совместного потребления. Ее основная идея в том, что удобнее платить за временный доступ к продукту, чем владеть этим продуктом. В транспортном секторе такой образ мышления привел к появлению каршеринга — сервисов краткосрочной аренды автомобилей, в торговле — интернет-площадок, генерирующих предложения от разных продавцов.
В стороне от этого движения не остался и рынок недвижимости. В офисном секторе появились коворкинги (общественные офисы), на рынке жилья — коливинги (микроапартаменты с общественными пространствами), в секторе торговой недвижимости — стихийные магазины и совместная аренда торговых точек, на рынке складов — боксы для индивидуального хранения вещей.
В этой статье мы расскажем об особенностях объектов такого типа и объясним, почему в них выгодно инвестировать.
Коворкинги
В офисном секторе с 2000-х годов распространяются общественные офисы — коворкинги (coworking spaces). Это помещения, в которых удаленные работники арендуют посуточно или по месяцам места за общим столом, отдельные столы или целые офисы. В крупных городах, таких как Нью-Йорк и Лондон, места для работы сдаются за $300–400 в месяц, столы — за $600–700, отдельные офисы — за $2–3 тыс.
Помимо рабочих зон, коворкинги включают переговорные, помещения для проведения семинаров, спортивные залы и кафе. Общественные офисы обычно открываются в центральных или развивающихся районах рядом с городским центром, в пешей доступности от популярных баров.
Такие объекты становятся все популярнее: по данным журнала Deskmag, с 2011 по 2016 год количество коворкингов на глобальном рынке выросло в десять раз — с 1,1 тыс. до 11,3 тыс.
Динамика числа коворкингов в мире
Количество
2011
1130
2012
2070
2013
3600
2014
5800
2015
8700
2016
11 300
2017
13 800
Таблица: Deskmag
Коливинги
Коливинги (coliving spaces) — это здания, где посуточно и по месяцам арендуются студии или спальни в обслуживаемых апартаментах. В среднем комнаты в коливингах сдаются за 1 тыс. — $2 тыс., студии — за $2– 3 тыс. в месяц.
Студия в нью-йоркском коливинге WeLive
Фото: предоставлено Tranio
Помимо спален, коливинги включают зоны общего пользования: гостиные, столовые, библиотеки, спортзалы, парковки для велосипедов, террасы. В таких объектах есть все необходимое, включая мебель, постельное белье, полотенца, кухонную утварь, холодильник с прохладительными напитками, книги, туалетные принадлежности и HDTV.
Резиденты встречаются во время ужина, вместе смотрят фильмы, отдыхают в саду, ходят на вечеринки, кулинарные курсы и сеансы йоги. Жильцам предлагаются услуги гостиничного типа, среди которых круглосуточный консьерж-сервис, уборка, приготовление чая и кофе.
Формат коливингов появился в Сан-Франциско в 2013 году, и теперь они открываются по всему миру. Среди известных проектов — Gap House в Сеуле (Республика Корея), Old Oak в Лондоне (Великобритания), P10 Share House LT Josai в Нагое (Япония), Roam Co-living Housing Complex на Бали (Индонезия), Salva46 Apartment в Барселоне (Испания) и WeLive в Нью-Йорке (США).
Похожие форматы в других секторах
Явление, подобное коворкингам и коливингам, существует и в других секторах. Например, на рынке ретейла распространяется формат совместного торгового пространства (shared retail space). Эта идея часто проявляется в виде субаренды, когда крупные ретейлеры с разрешения собственника здания сдают часть арендованных помещений другим магазинам. По сообщению издания Entrepreneur, в США сети Wal-Mart и Target сдают в субаренду часть площадей магазинам Apple, сеть Sears — магазинам одежды Forever 21.
Также рынок торговой недвижимости завоевывают стихийные или временные магазины (pop-up retail), где бренды могут впервые заявить о своем продукте, поучаствовать в мероприятии, протестировать идею или новую локацию. Такие магазины обычно открываются на срок от одного дня до трех месяцев в мегаполисах Европы и США — на центральных улицах с высоким пешеходным трафиком и в крупных торговых центрах. По данным Storefront, оператора таких помещений, аренда стихийных торговых точек в Лондоне стоит в среднем $1 тыс., в Нью-Йорке — $1,6 тыс. в сутки.
Временный магазин производителя спреда Marmite в Лондоне
Фото: пользовталея Edward с сайта en.wikipedia.org
Встречаются и другие типы недвижимости, подобные временным магазинам, — например, стихийные рестораны (pop-up restaurants), которые открываются во время мероприятий.
Наконец, на рынке складов модель совместного потребления нашла выражение в складовках (self-storage spaces). Это небольшие склады, боксы или ячейки внутри большого склада, сдающиеся в аренду по месяцам для хранения личных вещей. В США такие объекты обычно представляют собой склады гаражного типа, в Германии — пяти- или шестиэтажные здания площадью 5–6 тыс. кв. м. Они обычно строятся на центральных улицах рядом с жилыми районами. По данным компании Life Storage, складовки размером 5 × 5 футов в штатах Нью-Йорк и Нью-Джерси сдаются в среднем за $50–150 в месяц.
Перспективы
Коворкинги станут более востребованными благодаря росту количества удаленных сотрудников, поскольку для них важна мобильность и гибкость в плане аренды места для работы. Так, по оценке сайта PeoplePerHour, в Великобритании и США к 2020 году каждый второй будет фрилансером.
Коливинги и складовки станут набирать популярность в развитых странах благодаря тому, что там сокращается количество браков и увеличивается число домохозяйств на одну семью. Людям в среднем потребуется меньшая жилая площадь, а для хранения вещей можно будет арендовать боксы на складах.
Востребованными останутся и стихийные магазины. Торговые помещения перестают быть просто недвижимостью и становятся для покупателей способом получить новые впечатления — как раз этой цели и отвечают временные магазины.
Плюсы коллективных метров
«Коммунальные» помещения удобны арендаторам и выгодны инвесторам.
Съемщиков такие объекты привлекают в первую очередь дешевизной. По данным WeWork, затраты на аренду коворкинга в Нью-Йорке в 2016 году составляли в среднем $7800 в год, обычного офиса — $10 350. Согласно информации Zillow, снять студию в Финансовом квартале на Манхэттене можно в среднем за $48 тыс. А студии в коливинге WeLive на Уолл-стрит сдаются по цене от $36 тыс. в год.
Собственнику удается добиться низкой цены на аренду за счет того, что на каждого съемщика приходится малое количество квадратных метров. При этом арендодатель получает высокую выручку в расчете на «квадрат».
Коворкинги позволяют арендаторам экономить на аренде, обмениваться идеями, учиться и обзаводиться связями. Посетители во время работы на территории коворкинг-центра ВАО, созданного на базе государственного бюджетного учреждения «Малый бизнес Москвы»
Фото: ИТАР-ТАСС/ Сергей Фадеичев
Помимо этого, съемщикам коворкингов и коливингов не нужно вносить большой депозит и подписывать долгосрочный договор, так что они могут в любой момент съехать. Например, маленький стартап снимает пару столов в коворкинге. Если он разрастается до нескольких десятков сотрудников за пару месяцев, то может быстро увеличить площадь арендуемого помещения. И наоборот: если бизнес не преуспеет, стартап сможет быстро сократить количество снимаемых рабочих мест.
Для собственника гибкие условия аренды означают, что можно часто повышать аренду и легко выселять неплательщиков.
Как инвестировать
Инвесторы могут участвовать в бизнесе, связанном с коворкингами, коливингами, стихийными магазинами и складовками несколькими способами:
- вложить средства в стартап и получать прибыль по мере роста компании;
- арендовать или построить здание и открыть собственный бизнес;
- инвестировать в строительство здания, в котором другая компания откроет коворкинг или коливинг;
- вложить средства в фонд, специализирующийся на инвестициях в такие объекты.
Наиболее простой и эффективный способ инвестировать в «коллективные» метры для международного покупателя — вложить в коливинги и микроапартаменты в перспективной локации. Порог для входа на рынок низкий — €100 тыс. за один юнит. Менеджмент объекта и работу с арендаторами берет на себя управляющая компания. Мы рекомендуем вкладывать в объекты, расположенные в районах с развивающейся инфраструктурой, которые на горизонте десяти лет будут востребованы у арендаторов.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции