Фото: ИТАР-ТАСС/ Антон Белицкий
Большинство сделок на вторичном рынке столичной недвижимости совершается по обмену. Основной причиной роста числа альтернативных сделок риелторы называют снижающийся платежеспособный спрос населения
На вторичном рынке Москвы существенно выросло число альтернативных сделок. Если в докризисный 2014 год их доля составляла 60–70%, то сегодня она достигает 90%, отмечают столичные риелторы, опрошенные редакцией «РБК-Недвижимость». Игроки рынка недвижимости называют альтернативными сделками операции на вторичном рынке, когда одновременно с продажей старой квартиры собственник приобретает другой объект.
Доля альтернативных и ипотечных сделок в столице сейчас суммарно стремится к 80–90%, доля свободных продаж минимальна — на уровне 20%, рассказала «РБК-Недвижимости» директор департамента вторичной недвижимости Est-a-Tet Марина Москвичева. Подобные данные приводит и руководитель аналитического центра «Инком-Недвижимости» Дмитрий Таганов: доля обменных сделок достигает 90%.
На вторичном рынке Москвы доля чистых альтернативных сделок — около 20–25% от общего рынка, говорит генеральный директор компании «Азбука Жилья» Владимир Каширцев. Но при анализе продаж недвижимости выясняется, что процент альтернативных сделок, включающий продажу с последующей покупкой недвижимости, достигает порядка 80–85%, отмечает он. По структуре сделки не всегда возможна одновременная продажа и покупка недвижимости, в особенности когда речь идет о продаже вторичного жилья и покупке новостройки, поясняет эксперт.
По оценке компании «Метриум Групп», доля альтернативных сделок с января по ноябрь 2014 года составляла в Москве 70%. С декабря 2014 года по февраль 2015-го количество подобных продаж в общей структуре договоров купли-продажи снизилась до 50%. Такую динамику управляющий партнер «Метриум Групп» Мария Литинецкая объясняет ростом сделок со 100%-ной оплатой. «В конце 2014 года на рынке недвижимости, как первичном, так и вторичном, наблюдался ажиотажный спрос. На фоне стремительного обесценивания рубля люди буквально скупали недвижимость, пытаясь сохранить денежные средства», — напоминает она.
В середине февраля 2015 года ажиотаж спал. «Из-за роста ипотечных ставок вторичный рынок испытал серьезное падение спроса. В результате доля альтернативных сделок увеличилась до 75%, поскольку все больше клиентов отказывались от кредита. Единственным способом улучшить жилищные условия для многих стала продажа старого жилья», — говорит Мария Литинецкая. Однако сейчас, по ее оценке, доля альтернативных сделок достигает 70%.
Основной причиной роста числа обменных сделок эксперты называют снижающийся платежеспособный спрос населения. «Людей с «живыми» деньгами становится все меньше, кроме того, практически полностью исчезают инвесторы. В результате большинство сделок на вторичном рынке недвижимости в период кризиса носит обменный характер», — отмечает Дмитрий Таганов. Увеличение процента альтернативных сделок Марина Москвичева считает логичным, так как на падающем рынке квартиры по данной схеме реализовать легче, плюс ко всему альтернативные квартиры, как правило, дешевле, убеждена она.
Объем предложения на вторичном рынке в границах старой Москвы, по данным Est-a-Tet, за последний год показывает стабильность, в годовой динамике он увеличился на 10% в связи с низкими темпами вымывания предложения и невысоким уровнем спроса. При этом спрос продолжает снижаться: по сравнению с февралем 2016 года он упал на 15%, поскольку рынок продолжает стагнировать, говорит Марина Москвичева.
Риски альтернативных сделок
Альтернативная сделка — это всегда цепочка из квартир, в которой могут быть не только два объекта, а три, четыре и более. Риелторы знают случаи, когда цепочка доходила до десяти квартир. Главным минусом таких сделок является вероятность разрыва этой цепочки. Тогда придется искать другую квартиру, в крайнем случае вся сделка может развалиться, отмечают опрошенные «РБК-Недвижимостью» риелторы.
Важно помнить: если одна из квартир в цепочке проблемная, сложности будут у всех ее участников. «Отдельное внимание стоит обратить на квартиры, которые продаются несовершеннолетними, недееспособными, антисоциальными лицами, а также доверенными лицами. Все эти участники и их квартиры находятся в группе риска. И чаще всего проблемы возникают именно с такими объектами недвижимости», — предостерегает Владимир Каширцев. Кроме того, по словам Дмитрия Таганова, в альтернативной цепочке могут участвовать претенденты на ипотеку, и если банк откажет им в предоставлении кредита, то результат будет тот же — сделка с их участием сорвется.
Однако, даже несмотря на такой недостаток, альтернативные сделки однозначно доказали свою эффективность и стали столь же привычным форматом, как покупка с привлечением ипотеки или договоры со 100%-ной оплатой, считает Мария Литинецкая. Главный плюс такой схемы — потребитель получает то жилье, которое хочет, даже если у него на руках нет «живых» денег, заключает Дмитрий Таганов.