Почему с момента воссоединения Крым не превратился в жемчужину юга России
Русская планета
Минувшие выходные были ознаменованы празднованием третьей годовщины вхождения Крыма в состав России. Такая дата обязательно должна присутствовать в календаре. Данное событие является священным для нашей страны. Дело не только в долгожданном присоединении территории, обильно политой русской кровью. Борьба за Крым позволила российскому обществу ощутить единство и поверить в собственные силы.
На этой фразе стоит поставить точку, потому что про значение Крыма для России можно говорить бесконечно, выбрасывая в воздух уйму пафосных изречений. На повестке дня с марта 2014 года стоят вполне приземленные и, к сожалению, до сих пор нерешенные вопросы: выстраивание системы управления, реализация планов хозяйственного развития, подготовка и принятие безумного количества законопроектов (для унификации с правовой системы РФ), урегулирование экономических отношений с Украиной и многое другое.
У пришедшего на волне Крымской весны к власти Сергея Аксенова не было опыта работы на госслужбе, не было людей, которые могли бы справиться с подобными задачами. Несмотря на очевидную профессиональную некомпетентность, Аксенову, хоть и не без помощи Москвы, удалось наладить работу органов исполнительной власти. Правительство Крыма разработало программы экономического возрождения под десятки миллиардов рублей из федерального бюджета.
Вместе с большими деньгами на полуостров проникли типичные проблемы нашей страны, связанные с неэффективностью работы чиновников, коррупцией и безбожными ценами. За три года пребывания в составе РФ стоимость отдыха в Крыму выросла примерно во столько же раз, а качественного скачка в сервисе и инфраструктуре никто не заметил. В 2014 году республику хотели превратить в райский уголок, сделать там свободную экономическую зону, игорную зону… Но…
«Через 40 лет будете у цели»
Мечты натолкнулись на жестокую реальность. Бюджетных денег на все не хватает, а инвесторы в непризнанный регион РФ вкладываться не спешат. Неурегулированные экономические трудности наложились на министерскую чехарду, которая продолжается по сей день. Аксенов регулярно понукает и увольняет чиновников, но боеспособная команда у него так и не появилась.
20 марта агентство ТАСС опубликовало интервью с главой Крыма, который, надо отдать ему должное, не стал скрывать реальные проблемы республики. «Возможно, процесс адаптации идет не столь бойко, как кто-то мечтал, тем не менее динамика заметна. Есть и объективные трудности. Пока приводятся в соответствие нормы федерального законодательства, продолжается переходный период по строительству, лицензированию, многим другим направлениям», — сказал Аксенов.
Удивительно, но в Крыму по-прежнему отсутствует полноценная кадастровая регистрационная база земли и имущества. На данный момент она заполнена лишь на 30%. Этот показатель является индикатором хозяйственного хаоса в республике. Как власти могут управлять экономикой, если они не знают о том, какие активы находятся в регионе?
В 2016 году на дорожную инфраструктуру Крыма из федерального бюджета было выделено более 18 миллиардов рублей. «Треть суммы планировалась исключительно на проектирование объектов по федеральной целевой программе развития Крыма. 2 миллиарда — на обслуживание 14 тысяч километров дорог: уборка, разметка, подсыпка, замена знаков и так далее. Не капитальный ремонт, словом», — пояснил Аксенов.
Тут же глава Крыма признает: «Из 14 тысяч километров 80% находится сегодня в ненормативном состоянии. Мы же восстанавливаем примерно 2% дорожного полотна в год». На что получил справедливую ироничную ремарку от журналиста: «Если продвигаться такими темпами, через 40 лет будете у цели».
Аксенов пытается выкрутиться из неудобного положения и сетует, что денег-то достаточно, а вот подрядчики не успевают их осваивать. «Часть средств, выделенных на дороги, пришлось возвращать в федеральный бюджет. Обычная история со строителями: обязательств взяли много, выполнили далеко не все. Большинство подписанных договоров, увы, нарушены, сроки не выдержаны, у дорожников по-прежнему нет культуры производства», — отметил Аксенов.
«Без перерывов на обед»
Чтобы оправдаться за провальную политику в сфере дорожного строительства глава Крыма указывает, что распределение средств строго контролируют Счетная палата, МВД и даже ФСБ.
Также Аксенов поведал историю, которая еще ярче демонстрирует бардак, творящийся в регионе. Глава Крыма, отвечая на вопрос о том, почему Путин оказался недоволен качеством дорожного полотна, рассказал, что он проверял для президента информацию о повышении цен на песок в 2,5 раза. По словам Аксенова, такие данные предоставили главе государства, а он с помощью правоохранительных органов «все уточнил и доложил».
Из сказанного главой Крыма следует вывод о том, что в Кремле стараются контролировать освоение бюджетных денег и не доверяют местным властям и подрядчикам, которые, видимо, готовы зарабатывать любым способом на поставках сырья и стройматериалов. Абсурд в том, что Путину докладывают даже о ситуации с ценами на крымский песок. Неужели президент вынужден вмешиваться в такие вопросы? Как такое вообще возможно?
Разгадка кроется в стиле управления Аксенова, который он, вероятно, пытается копировать у Путина, но делает это не очень успешно. Глава республики стремится решить любую ситуацию с помощью режима ручного управления. «Поэтому вынужден вмешиваться в ситуацию, решать вопросы в режиме ручного управления. Да, принцип «Хочешь сделать хорошо — сделай сам» не слишком удобен для руководителя, но ответственность ведь в конечном счете все равно лежит на мне», — как бы повторяет за президентом Аксенов.
«Приходится многое держать на контроле, поэтому работаю, встречаюсь с людьми с утра и до утра. Без перерывов на обед», — добавил глава Крыма, признавая позже, что «кадры, пожалуй, самая серьезная проблема, если брать глобально».
«Как вы выразились, чистка у нас и не заканчивалась. Думаю, за два года тут сменилось больше министров, чем в любом другом регионе страны. Это касается и мэров городов, и глав районов. Если поднимете статистику, увидите, сколько чиновников я отстранил от работы», — констатировал Аксенов.
«В случае нарушений следуют увольнения. Сразу, без лишних разговоров. Так было и в конце 2016-го, когда я освободил от должностей мэра Алушты, главу администрации Бахчисарайского района, вице-премьера, руководителя службы капстроительства, главного архитектора Крыма… В феврале 2017-го уволил начальника службы Госстройнадзора Крыма и главу Госкомрегистра по Ялте. Смотрели честными глазами и торговали землей на побережье направо и налево…»
P.S.
Читая интервью Аксенова, конечно, можно сказать, что он молодец, борется с коррупционерами, не жалеет себя и пытается нивелировать отсутствие опыта. Также можно свалить все беды Крыма, в том числе вороватое чиновничество, на пресловутое «украинское наследство». Но рассуждения на эти темы бессмысленны в виду отсутствия конкретного результата за минувшую трехлетку.
Крым освобождался на волне патриотической романтики и то, что сделали «вежливые люди» по воле президента, вызывает неподдельную гордость. Но, наверное, смысл возвращения Крыма в состав России был еще и в том, что полуостров превратится в особую «неиспорченную» часть нашей необъятной страна, которая погрязла в коррупции и лицемерии должностных лиц.
Через три года после возвращения Крыма в родную гавань было бы приятнее осознавать, что победа была с умом одержана не только над ВСУ и украинскими радикалами, но и над типичной российской безмозглостью в сфере хозяйственной деятельности. Весной 2014 года Крым воспринимался как регион, куда будет всегда приятно приезжать за качественным душевным и недорогим отдыхом. В этом была «изюминка» полуострова и после воссоединения с Россией ее не стало.
Крым прошел тест на стойкость и выдержку духа, но сейчас не время для сентенций о героизме на полях сражений. Предстоит решить стратегическую задачу совершенно иного характера. Полуостров необходимо сделать жемчужиной юга России, инвестиционно привлекательным регионом, средой для комфортной жизни. И вот этот экзамен Крым и Россия, к сожалению, заваливают.