press.lv
Российскому командованию необходимо исправить допущенные ранее ошибки в эксплуатации авианосца
Русская планета
Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» до июля 2017 года отправится в док судоремонтного завода «Звездочка» (Северодвинск, Архангельская область). В ближайшие недели должна завершиться разработка технического проекта, сообщает ТАСС со ссылкой на источник.
По предварительным данным, примерная стоимость контракта составит более 20 миллиардов рублей. На «Звездочке» «Адмирал Кузнецов» пробудет около 2,5 лет. За это время работники завода должны отремонтировать четыре из восьми котлов силовой установки, а еще четыре — заменить на новые.
«На корабль поставят современные системы радиоэлектронного вооружения, связи, разведки, навигации и боевого управления. Также будут установлены новые системы обеспечения безопасной посадки палубной авиации. Самолетный состав смешанного авиакрыла на «Кузнецове» пока менять не планируется», — рассказал собеседник агентства.
О том, что «Адмирал Кузнецов» ожидает ремонт, СМИ сообщили летом 2016 года. 16 ноября вице-президент «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК) по военному кораблестроению Игорь Пономарев уточнил, что крейсер отправится в док в 2018 году. Если верить источнику ТАСС, дату ремонта перенесли почти на год вперед. И, к сожалению, у такого решения, скорее всего, были веские причины.
Дым из трубы
Пономарев заявил, что вопрос о дальнейшей эксплуатации будет решать Минобороны и главкомата ВМФ России. Эта оговорка де-факто подтвердила распространенные слухи о том, что у единственного авианосца РФ существуют очень серьезные проблемы, которые грядущий ремонт может не исправить.
В этот же день (16 ноября) президент ОСК Алексей Рахманов в эфире телеканала «Россия 24»,по сути, поднял вопрос о целесообразности эксплуатации «Адмирала Кузнецова». В частности, глава корпорации указал на ситуацию с силовыми установками крейсера.
«Мы, к сожалению, не сможем поменять его концептуально и принципиально. Вы, наверное, слышали жалобы, что он идет и дымит. Просто построена была система, которая работала на котлах, которые использовали в качестве основного топлива мазут. Мазут имеет тенденцию сгорать с выделением очень большого количества сажи», — пояснил Рахманов.
Дым, который валил из трубы «Адмирала Кузнецова» во время похода в Сирию, вызвал многочисленные насмешки в СМИ и социальных сетях. Рахманинов уточнил, что серьезного влияния на боеспособность крейсера это не оказывает. Однако он выразил надежду, что у ВМФ появится новое поколение авианосцев, которые будут использовать силовые установки другого типа.
В использовании мазутной силовой установки нет ничего примечательного и удивительного. Например, котлы стоят на боевых кораблях ВМС США типа USS Freedom (LCS-1, Littoral Combat Ship). Это дешевый и безопасный вариант главной энергетической установки (ГЭУ). У такого корабля больше шансов выжить после поражения, чем у судна на ядерном реакторе.
Кроме того, ремонт мазутных силовых установок прост и относительно недорог. Почему же на нашем «Адмирале Кузнецове» сложилась такая аховая ситуация? Вероятно, в эксплуатации крейсера были допущены грубые ошибки. В конце 1980-х годов, когда «Кузнецов» был спущен на воду, СССР не успел освоить столь сложное мастерство как управление и техобслуживание авианосцев. В результате, по неподтвержденной информации, мощность ГЭУ могла снизиться до 75% и ниже.
На просторах Интернета гуляет информация, что при заявленной скорости в 29 узлов, в реальности ГЭУ «Кузнецова» может дать не более 20. При этом обычная скорость крейсера составляет лишь 10-12 узлов. Густые клубы черного дыма, которые вызвали насмешки, являются показателем неисправности ГЭУ, которая «жрет» непомерно много топлива и «палит масло».
По причине неисправности
Сирийский поход (октябрь 2016 – февраль 2017 года) стал первой боевой миссией «Адмирала Кузнецова», который находится в строю ВМФ с 1991 года. Ведущие федеральные СМИ устроили бурную пиар-кампанию этому событию и, как могли, сглаживали негатив в медиа-пространстве. Подобную политику понять, конечно, можно. Однако в натужных радостных сентенциях тонут попытки без всякого злорадства осмыслить проблемы, которые необходимо решать.
Поход в Средиземное море едва не закончился двумя трагедиями. 14 ноября американский телеканал Fox News сообщил о крушении палубного истребителя МиГ-29KР. В этот же день информацию подтвердило министерство обороны РФ и рапортовало о том, что авария произошла по причине технической неисправности, не уточнив какой именно.
Позже СМИ со ссылкой на источники сообщили, что пилот был вынужден катапультироваться, опустошив топливные баки. Самолет, который приземлялся до этого, порвал второй трос тормозного устройства (аэрофинишера) и вывел систему торможения из строя. Команда корабля не смогла оперативно отремонтировать аэрофинишер, и пилоту барражирующего МиГ-29КР ничего не оставалось, как покинуть истребитель.
Неисправный аэрофинишер стал причиной второй аварии, которая произошла спустя три недели, 5 декабря. Истребитель Су-33 при посадке порвал трос и выкатился за пределы палубы. В обоих инцидентах пилоты не пострадали. В своем первом и, дай Бог, не последнем боевом походе «Адмирал Кузнецов» понес две обидные небоевые потери.
Несмотря на это, нельзя обойти стороной сам факт участия в военной миссии, которая является бесценным источником опыта для моряков, летчиков и командного состава. Результаты похода наверняка будут тщательно изучены Минобороны и руководством ВМФ. Эксплуатация авианосца – это затратное по финансам и крайне сложное в техническом отношении дело. Столь нелепых ошибок в будущем допускать непозволительно.
«Адмирал Кузнецов» за 26 лет службы несколько раз ремонтировался (но не капитально). Наш авианосец успел поучаствовать в семи дальних походах и множестве учений. Плавание в Сирию проходило под чутким наблюдением ВМС стран НАТО, а это значит, что пускающий сизый дым «Кузнецов» представляет собой реальную боевую силу. 2,5 года пребывания в доке «Звездочки» внушают надежду, что завод поменяет ГЭУ и устранит все выявленные технические дефекты.