фото: ridus.ru
С какой целью либеральные СМИ занимаются сакрализацией личности убитого политика
Русская планета
С 23 февраля в кинотеатрах нашей необъятной родины можно насладиться фильмом «Слишком свободный человек». Сложно не понять, кому он посвящен. Таких свободных людей в России были единицы, однако не все удостаиваются почетного места в пантеоне.
Такая участь уготована не каждому. Ибо часто бывает, когда политик живет, его искренне презирают, но стоит уйти в мир иной… и вуаля! Появляется огромное количество хвалебных статей, передач, концертов памяти, книг, фильмов. А некоторым даже посвящают музей за 5 миллиардов бюджетных рублей. Недруги и предатели-соратники начинают вспоминать об усопшем, как об очень достойном человеке. Даже имя его становится символом: «Борись!»
Так уж совпало, что в новейшую российскую историю после смерти вошли сразу три Бориса. В народной памяти эта троица осталась шайкой расхитителей всего лучшего, что было в советском строе. Наши граждане не ответят на вопрос, чем хорошим запомнился тот или иной Борис. Но представят длиннющий список тех дел, за которые надо было при жизни отдавать под суд.
Народную память о не столь давних трагических событиях и тех, по чьей вине они происходили, пытается стереть современная пропаганда, льющаяся из совершенно разных источников. Мы достаточно подробно разбирали государственную политику, направленную на романтизацию первого президента РФ. Последние два года мы наблюдаем насаждение культа личности еще одного Бориса.
Источником культа Немцова являются общественность и СМИ, которые принято называть либеральными. Государственные пропагандисты стоят в сторонке и надо отдать им должное — неучастие в этой вакханалии — это достойна позиция, учитывая, что говорить плохо про мертвого Немцова стало как-то неприлично. В такой ситуации действительно лучше молчать.
«Молодой, амбициозный и бескомпромиссный»
«Слишком свободный человек» — это, безусловно, шедевр либеральной и умеренно патриотической мысли. Немцов предстает демократом, революционером и патриотом, который не жалея себя борется с Системой и при этом не пачкается об окружающую его грязь.
Если верить авторам, в 1990-е годы Борис Ефимович рьяно выкорчевывал тоталитарное наследие «совка» и пытался выправить перегибы ельцинской политики. В 2000-е годы опора российской демократии после изгнания из Госдумы крушил с помощью докладов и митингов авторитарный путинский режим. Сила Немцова заключалась в том, что на его стороне была правда, и он отстаивал свободу каждого из нас.
Как тут не вспомнить хрестоматийную фразу, которую бросил наш герой, стоя на Майдане в оранжевом шарфике: «Мы должны сегодня отстоять не только вашу, но и нашу свободу». Весь фильм наполнен дешевыми, дурманящими разум лозунгами Немцова и льстивыми высказываниями его товарищей.
По большому счету это и была политическая карьера Бориса — смесь философских рассуждений и пламенных демократических лозунгов. Он любил выступать, общаться с журналистами, рассуждать о необходимости реформ и защиты демократического строя. Немцов был очень обаятельным человеком, обладал хорошим чувством юмора и ему была не чужда самоирония.
Неплохой и умный в общем-то мужик, но именно такие популисты, добираясь до политического Олимпа, кладут человеческие судьбы на алтарь собственных идей и рушат до основания то, что создавалось предшественниками. 20 лет назад Россия была спасена, потому что такие как Немцов до государственной кормушки не дотянулись.
Может сложиться впечатление, что Борис так ничего и сделал за время своей карьеры. Но авторы фильма нас в этом переубеждают, подкрепляя лесть перечислениями неполживых поступков главного героя. Теперь мы знаем, что он был не просто талантливым оратором, но и понимавшим людей губернатором, и неподкупным борцом с коррупцией.
В фильме активно обмусоливается скандальная история с приватизацией «Связьинвеста», государственной телекоммуникационной компании. На этот лакомый актив претендовали две олигархические группировки: Владимир Потанин в союзе с Михаилом Фридманом и Борис Березовский в союзе с Владимиром Гусинским.
Это был 1997 год. Немцов тогда работал первым вице-премьером и курировал среди прочего антимонопольную политику. Конечно, наш герой проявил себя в качестве честного чиновника, который отказался играть в поддавки олигархам и выступил против несправедливого капиталистического уклада. Вот, что говорил о себе скромняга Немцов 20 лет назад:
«Я — первый вице-премьер. Молодой, амбициозный и бескомпромиссный. Реформы превыше всего. Те, кто мешает проведению реформ, должны отойти в сторону. В первую очередь — олигархи, для которых смутное время — идеальная пора для обогащения. Я заявил, что не хочу жить в стране победившего бандитского капитализма, и термин «бандитский капитализм» с тех пор вошел в политический лексикон».
Да-да, так и было. Вы не ослышались. Немцов задолго до появления Путина на политическом небосклоне усердно трудился на фронте борьбы с олигархами. Пришедший спустя два года к власти петербуржец был лишь бледней тенью национального лидера, которым мог бы стать Немцов. Это одна из основных составляющих морали фильма.
Неблагодарная Россия потеряла шанс на нормальное развитие, потому что Немцов был вышвырнут (сами знаете кем) на обочину большой политики. Авторы этого пропагандистского шедевра не призывают идти на баррикады или устраивать антипутинский госпереворот. Они действуют тоньше, закладывая в сознание граждан бомбу замедленного действия.
Нынешняя реальность, где почти 18 лет правит один человек, представляется серой, скучной и убогой на фоне эпохи, где блистал Немцов со своей демократизаторской и патриотической романтикой. Зрителей засыпают несметным числом лозунгов и идей построения общества, где нет места насилию, бедности и притеснению. Конечно, это был бы долгий и непростой путь, пришлось бы затянуть пояса. Но если бы мы, глупцы, поверили Немцову в 1990-е годы, то жили бы гораздо лучше, чем сейчас.
К чему весь этот пафос и всхлипывания об утраченных возможностях? А к тому, что ненужно считать дураками молодых политиков, орущих во все горло о свободе и угнетающем человеческое достоинство путинском режиме. Немцов мертв, не потому что его убили за насмешки над мусульманами и исламом. Нет. Все совсем не так. Да и зачем говорить об этом?
Немцов стал жертвой несправедливого авторитарного государства. Ему здесь тяжело и несвободно дышалось, но терпел и боролся. Вам мало? Еще смертей хотите? Тогда не вздумайте мириться с тем, как вас каждый день нагибают, и по-новому взгляните на митингующих горлопанов.
«Жить стало лучше, но противнее»
Часть фильма посвящена отношениям Немцова с Владимиром Путиным. Сразу оговоримся: никаких отношений на самом деле не было, если под ними подразумевать личные встречи или телефонные переговоры. Однако Борис и его товарищи считали, что отношения все-таки были, так как Владимир Владимирович просто не мог игнорировать такую фигуру.
В этом проявляется, пожалуй, худшая черта Немцова — завистливое отношение к тому положению, который занимал Путин. Речь идет не только о власти, но и об авторитете в глазах народа. Вероятно, примерно того же самого хотел Немцов для своей персоны. Он не мог смириться с тем, что в начале 2000-х годов его романтическая демагогия «в сухую» проиграла приземленной путинской стабильности.
С тех пор его деятельность была посвящена критике главы государства. В каждом докладе, в каждом интервью он непременно обличал Путина, как будто тот был его главным соперником, а он сам претендовал на какой-либо пост в государстве. К этому не относились всерьез. Все вокруг понимали, что Немцов — «списанная фигура», политический импотент, который не смог адаптироваться к новой реальности. Однако Борис Ефимович не ослаблял хватку.
«Жить стало лучше, но противнее. И есть люди, для которых ощущение «противности» превалирует над меркантильными устремлениями, алчными инстинктами… Он абсолютно аморальный тип», — сказал Немцов в интервью «Дождю» незадолго до убийства. В этой фразе содержится, наверное, вся палитра чувств, которые он испытывал к Путину.
P.S.
Несмотря на явный нарциссизм, нельзя не отметить, что Немцов как человек (а не политик) вызывал определенную симпатию. Без сомнения, он был умной, яркой и многогранной личностью, не лишенной рефлексии. Немцов был авантюристом, юмористом, ученым, мыслителем, бабником.
Он любил жизнь во всех ее проявлениях, любил женщин, любил спорт, любил алкоголь, любил литературу и покорял окружающих невероятной энергетикой и интеллектом. Ничто человеческое ему не было чуждо, и он этого не стеснялся. В этом отношении он был действительно свободным человеком.
В 55 лет Борис крутил роман с молодой украинской моделью Анной Дурицкой. Он поседел, хотя прекрасно выглядел и пребывал в расцвете жизненных сил. Немцова, безусловно, жалко, но жалко точно так же, как и любого другого российского мужчину, который уходит от нас в таком возрасте.