Читатель Петр Н. обратился с просьбой разъяснить обоснованность утверждений некоторых работников лесхозов о возможности привлечения к юридической ответственности за разведение в лесу костров, а также незаконный сбор древесины для него.
Действительно, за нарушение мер пожарной безопасности при пребывании в лесу, чем является и разжигание костра в запрещенное время и в запрещенном месте, охотники, как и другие граждане, могут быть привлечены к юридической ответственности.
Их могут привлечь к административной ответственности по ст. 8.32 КоАП РФ. Если же нарушение правил пожарной безопасности гражданином, обязанным соблюдать требования пожарной безопасности, повлекло по неосторожности тяжкий вред здоровью человека, смерть одного и более человек, то — к уголовной ответственности по ст. 219 УК РФ.
Много ненужных переживаний у граждан вызвала и публикация в интернете инструктивного письма Рослесхоза № ЕК-07-54/1985 от 25.02.2016 г. о рубке сухостойных деревьев, присвоению древесины ветровальных и буреломных деревьев.
Письмо разъясняет работникам лесного хозяйства, как правильно и по какой статье квалифицировать правонарушения, связанные с незаконной рубкой и использованием сухостойных, ветровальных и буреломных деревьев. Здесь же даны рекомендации по определению размера причиненного ущерба.
Однако опубликованное письмо оказалось трудным для понимания изложенных в нем требований гражданам — не специалистам лесного хозяйства. Трудностью для граждан явилось, прежде всего, то, что разъяснения многих используемых в письме терминов до настоящего времени дает лишь «Терминологический словарь лесного хозяйства» 2002 г.
Он определяет, что ветровальное дерево — это поваленное ветром дерево с корнями, древесина которого еще не утратила товарных качеств.
Сухостой — это прекратившее жизнедеятельность, засохшее, но еще стоящее на корню дерево.
Буреломное дерево — это дерево, сломанное ветром, древесина которого еще не утратила товарных качеств.
Письмо Рослесхоза ничего нового не ввело, т.к. и раньше сломанные деревья, даже лежащие на земле, не разрешалось использовать по своему усмотрению. Их нельзя было рубить и забирать себе.
Однако письмо разъясняет, как квалифицировать правонарушения, связанные с рубкой сухостойных деревьев, а также присвоением древесины ветровальных и буреломных деревьев.
При этом из письма не ясно, что понимается под незаконным сбором древесины и за любой ли ее сбор гражданина могут привлечь к юридической ответственности.
Наши читатели знают, что основные отношения с пребыванием граждан в лесах, в том числе и охотниками, регулирует Лесной кодекс РФ.
В соответствии со ст. 11 ЛК РФ граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также не древесных лесных ресурсов.
При этом до 1 января 2017 г. использование гражданами лесов в общедоступных охотничьих угодьях осуществляется без предоставления лесных участков в соответствии со ст. 11 ЛК РФ (с 1 января 2017 г. этого положения в ст. 36 ЛК РФ не содержится. — Прим. автора.).
Ч. 2 ст. 32 ЛК РФ определяет, что к не древесным лесным ресурсам, заготовка и сбор которых осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, относятся пни, береста, кора деревьев и кустарников, хворост, веточный корм, еловая, пихтовая, сосновая лапы, ели или деревья других хвойных пород для новогодних праздников, мох, лесная подстилка, камыш, тростник и подобные лесные ресурсы.
В соответствии с п. 16 Правил заготовки и сбора не древесных лесных ресурсов (приказ Рослесхоза от 05.12.2011 г. № 512) хворостом являются срезанные тонкие стволы деревьев диаметром в комле до 4 см, а также срезанные вершины, сучья и ветки деревьев. Поэтому использование для костра указанных веток, если, конечно, костер в лесу можно развести, не будет нарушением.
Некоторые граждане любят в палатки настилать лапник елей, пихт или сосен. Использование лапника при этом, возможно, и не будет нарушением, если лапник собирать, как установлено п. 18 Правил, только со срубленных деревьев на лесосеках при проведении выборочных и сплошных рубок.
Порядок заготовки и сбора гражданами не древесных лесных ресурсов для собственных нужд устанавливается законом субъекта РФ (ч. 4 ст. 33 ЛК РФ).
Региональный закон должен определить, какие именно не древесные лесные ресурсы могут использовать граждане для разжигания в положенном месте и в разрешенное для костров время.
Возвращаясь к письму, сообщаю, что в Рослесхозе рубку и присвоение сухостоя, валежника и бурелома в лесах Лесного фонда считают, как следует из его содержания, хищением.
При этом некоторые, особо «правильные», работники лесхозов могут посчитать и сжигание на костре веток присвоением. Они, наверное, просто не знают, что за присвоение по действующему законодательству можно привлекать к ответственности лишь лиц, которыми предмет присвоения поручен. То есть за присвоение есть ответственность только для должностных лиц, а не для граждан.
За нарушение юридическими лицами и гражданами, в т.ч. охотниками, Правил использования лесов административная ответственность предусмотрена ст. 8.25 КоАП РФ.
За незаконную рубку лесных насаждений, их уничтожение и повреждение установлена уголовная ответственность, соответственно, ст.ст. 260 и 261 УК РФ.
Здесь определены используемые в целях привлечении к уголовному наказанию размеры значительного, крупного ущерба, соответственно превышающие 5 тысяч рублей и 50 тысяч рублей.
И последнее. Вопросы, поднятые Петром Н., актуальны в связи со сложившейся пожароопасной обстановкой в ряде регионов, где введены и продолжают действовать ограничения на пребывание граждан в лесах.
О мерах, которые при этом должны неукоснительно соблюдаться, сообщается в соответствующих документах, с которыми необходимо познакомиться перед выходом (выездом) на охоту. Не нарушать указанные меры.
Не забудьте и о том, что рассматривают дела о нарушении по ст.ст. 8.25 и 8.32 КоАП РФ в сфере своих полномочий органы, осуществляющие государственный лесной надзор (лесную охрану).
Источник: ohotniki.ru