Воздушное пространство не так уж и безгранично, как кажется. Ежегодно количество авиаперевозок увеличивается в среднем на 4 %, и железные птицы всерьез заставляют потесниться птиц живых. Над тем, чтобы избежать конфликтов за место в небе и сделать каждый наш полет максимально безопасным, работает множество людей. И птиц.
Столкновения самолетов с птицами начались практически тогда же, когда появились летательные аппараты. Первое документально зафиксированное авиапроисшествие подобного рода имело место в 1905 году и произошло с одним из братьев Райт. Тогда в дневнике Орвилла Райта появилась запись о том, что во время полета над кукурузным полем он попал в стаю птиц, сильно ударявшихся об элементы конструкции. А первая авиакатастрофа в результате столкновения с птицами произошла в 1912 году в Калифорнии во время испытательного полета. Самолет столкнулся с чайкой и из-за повреждения тросов управления упал в океан, пилот погиб.
Во второй половине XX века в связи с резким увеличением скоростей и размеров самолетов, а также с уменьшением шума двигателей количество столкновений с птицами сильно возросло. Птицам стало труднее своевременно обнаруживать приближение самолетов и уклоняться от столкновения.
По официальным данным Международной организации гражданской авиации (ICAO) в мире в период с 2001 по 2007 год было зарегистрировано 42 508 случаев столкновения самолетов с птицами. Аварии и катастрофы по вине птиц редки. В среднем приходится около одного несчастного случая с человеческими жертвами на один миллиард летных часов. В ГосНИИ гражданской авиации есть даже статистические данные по видам птиц, наиболее часто фигурирующих в случаях столкновений: голуби — 26,2 %; чайки — 19,1 %; водоплавающие (гусеобразные, гагары и др.) — 14,0 %; воробьи — 13,4 %; дневные хищные птицы — 13,1 %; врановые — 6,2 %; стрижи — 3,2 %; совы — 2,5 %; журавли, аисты, цапли — 2,0 %.
Многим трудно представить, что такое маленькое и легкое существо, как птица, способно при столкновении с самолетом нанести ему серьезное повреждение. Однако расчеты показывают, что сила удара птицы размером с чайку при скорости полета самолета 320 км/ч составляет свыше 3 т, а при скорости 960 км/ч уже около 30 т, так как она возрастает пропорционально квадрату скорости соударения. Например, удар птицы массой 1,8 кг (с крупную утку) при скорости полета самолета 700 км/ч действует на него почти в 3 раза сильнее, чем удар 30-миллиметрового снаряда по неподвижной мишени.
Около 80 % столкновений происходит на высотах до 100 метров, на этапах взлета и первичного набора высоты, а также захода на посадку, то есть непосредственно в зоне аэродромов. Птицы, к сожалению, очень часто гнездятся и ищут корм возле летных полей. Причин этому немало. Аэродромное поле обычно имеет хороший травяной покров, который является бесперебойным поставщиком еды для птиц. А летом над нагретым бетонным покрытием ВПП пернатые ловят летающих насекомых.
В разных странах и аэропортах работы по уменьшению числа столкновений с птицами организуются начальником аэропорта, начальником службы движения, пожарными командами или работниками службы безопасности полетов. Во всех крупных аэропортах есть специальные штатные должности орнитологов, которые занимаются отпугиванием и отловом птиц, а также организуют работу служб аэропорта по орнитологическому обеспечению полетов. На вооружении специалистов десятки разнообразных проверенных средств. Наиболее широко используют биоакустические устройства — аудиосистемы, проигрывающие записи тревожных криков пернатых и голосов хищных птиц. Сигнал тревоги отпугивает представителей класса птиц (от воробьев до более крупных особей) в радиусе до полукилометра от взлетно-посадочной полосы и предотвращает скопление стай на летном поле аэродрома. Такие же записи можно услышать около некоторых станций метро и на вокзалах, где их используют, для того чтобы воробьи и голуби не портили фасады памятников архитектуры.
Еще один из популярных методов отпугивания — газовые пушки, производящие взрыв, громкость которого достигает 150 децибел. Пропановые отпугиватели — это экологически безвредное и эффективное средство, имитирующее выстрелы с заданным интервалом времени. Таким способом результативно отпугивают охотничьи виды птиц (уток, гусей), особенно во время их миграций. Также применяются разнообразные ловушки, ультразвуковые и лазерные установки, механические пугала, ружья, ракетницы, трещотки и даже тушки мертвых птиц. Однако гнездящиеся рядом с аэропортом пернатые умудряются привыкнуть и к постоянному реву двигателей авиалайнеров, и к выстрелам газовых пушек, и даже к тревожным крикам компьютерных сородичей. Лишь появление живого хищника вызывает у них настоящую панику и заставляет во весь опор лететь прочь.
Четырехмесячный ястреб-тетеревятник проходит первые недели тренировок на летном поле. На некоторых аэродромах функции «пернатого патруля» выполняют также сокола, беркуты и филины. В отдельных аэропортах птиц отпугивают собаками.
Большинство птиц боятся соколов, сов и ястребов. Увидев их, они собираются в стаю и пытаются лететь выше, а если это невозможно, стараются покинуть данный район. В аэропорту Домодедово впервые в России начали использовать уникальных ловчих патрульных птиц. Сейчас здесь на страже безопасности полетов, помимо людей, трудятся 5 ястребов-тетеревятников. Две птицы ежедневно дежурят в период светового дня, остальные на подхвате. Выбор в пользу тетеревятников сделан неслучайно. Сокола́, к примеру, охотятся на очень большой высоте и сами могут стать помехой авиатранспорту. Кроме того, им не очень интересны мелкие птицы, которые изобилуют в районе аэропорта.
Обычно птенцов ястреба берут из питомника в возрасте 3–4 месяцев и тренируют около полутора месяцев по специальной методике, в основу которой положены принципы дрессуры, используемые в соколиной охоте, с поправкой на специфические условия работы на аэродроме. От хищника не требуют ежедневного отлова десятков пернатых нарушителей воздушного пространства. Одного его присутствия в зоне аэропорта достаточно, чтобы количество гнездящихся птиц в округе существенно снизилось.
Пернатым работникам орнитологической службы не дают имен сразу при рождении. Только после того как они докажут свою профпригодность, они получают клички с учетом каких-то характерных особенностей или особых заслуг. Скажем, одну из подопечных Ники Рыжовой-Аленичевой — специалиста по орнитологическому обеспечению полетов аэропорта Домодедово — назвали Алярма (от английского аlarm— сигнализация, тревога), за то что она часто и очень громко голосила. А другая получила имя Сильва (с лат. «лесная»). Четыре с половиной года назад она попала из дикой природы к работникам орнитологической службы в возрасте примерно трех месяцев, с травмой.
Пик работы авиационных орнитологов приходится на период сезонных миграций перелетных птиц и на тот момент, когда молодые слетки, гнездящиеся в районе аэродрома, встают на крыло. Но их труд не сводится только к работе с несколькими тетеревятниками. В период сезонных миграций орнитологи развешивают на видных местах большие шары с изображением глаз хищной птицы. Сочетанием цветов и формой они напоминают глаза сокола или ястреба — заклятых врагов многих птиц. Сами шары очень яркие, что в природе слывет сигналом опасности. Инстинкт самосохранения не позволит птицам приблизиться к шару на расстояние видимости.
По периметру аэропорта и на некоторых зданиях устраиваются разные механические преграды: ленточные шторы, проволочные конструкции, шипы на всевозможных вышках и столбах, мешающие птицам вить на них гнезда. На путях кормовых миграционных перелетов, проходящих вблизи ВПП, выставляют небольшие сети. С осени до середины весны в них чаще всего попадаются куропатки. Отловленных птиц работники орнитологической службы выпускают в заказниках и охотхозяйствах, таким образом переселяя целые стайки куропаток. Иногда птиц отдают в охотхозяйства, где их используют для натаски подружейных собак. Или же они служат едой для ястребов.
В обязанности орнитологической службы также входит обследование района аэродрома и прилегающих территорий для выявления незаконных свалок, организация вырубки кустарников и осушения заболоченных участков для уменьшения возможного гнездования птиц, сбор и оценка сведений о фактической орнитологической обстановке в районе аэродрома, своевременное предупреждение диспетчеров и экипажей о возникновении орнитологической опасности, проведение занятий по авиационной орнитологии с летным составом и т.д.
Надеюсь, ближайший полет наших читателей пройдет еще спокойнее, ведь теперь мы знаем, что находимся в надежных руках, лапах и крыльях.
Источник: ohotniki.ru