Хибинский дневник

Хибинский  дневник

На борту было всего десять пассажиров. И немудрено: в самый разгар туристического сезона все в основном стремятся на юга. Моя же цель — снова Заполярье. Небольшой среднемагистральный самолет всего за два с лишним часа перенес меня из шумной столицы в удивительный край горных Хибин, что в самом центре Кольского полуострова.

Сейчас здесь температура меньше десяти градусов и льет дождь. Но погода в горах изменчива, и возможно, мне все же удастся отснять стоящий фотоматериал в течение долгого полярного дня.
Свой недельный семидесятикилометровый маршрут я проложил по самым живописным местам Хибин. От красивого озера Имандра путь лежал в ущелья Аку-Аку и Юмъекорр, а после одноименного перевала я выходил в долину рек Гольцовка и Чеснайок, затем планировались перевал под названием Южный Чоргорр, выход на контрольно-спасательную станцию Куэльпорр и далее, вдоль горной речки Кунийок, в сторону Кировска.

Что касается снаряжения, то горы, как известно, диктуют свои правила. Прежде всего важен вес рюкзака. Чтобы не было слишком утомительно преодолевать постоянные подъемы и спуски, он не должен весить более пятнадцати килограммов. Поэтому все, без чего я мог обойтись в течение недельной автономки, осталось дома.
Самые главные вещи в путешествии — палатка, защищающая от дождя и ветра, и спальный мешок, обеспечивающий комфортный сон. И, разумеется, надежная обувь. Острые камни гор, «живые» курумники, цепкие корни карликовой березы и острые сучья поваленных деревьев способны изодрать в клочья туристическую обувь и травмировать ноги путника. Поэтому я предпочитаю проверенные временем и сотней километров сапоги из прочной кожи. Из одежды — брюки свободного кроя, с высокой талией, не сковывающие движений во время прыжков с камня на камень, тельняшка, рубашка и прорезиненный плащ.

В горах нередки сильные колебания дневных и ночных температур, поэтому на случай возможных холодов и непредвиденных обстоятельств я взял с собой незаменимую пуховую поддевку. Этот практически невесомый костюм на гагачьем пуху здорово защищает от низких температур, к тому же его можно применять вместо спальника. Продуманная конструкция многофункциональной поддевки позволяет использовать ее практически круглогодично. Без нее не обошлось ни одно мое путешествие на север. Кстати, незаменимая вещь для зимней рыбалки и охоты.

Кроме перечисленного, в рюкзаке нашлось место для небольшой газовой горелки — на случай затяжной непогоды. Правда, чаще всего я готовлю пищу на маленькой титановой печке-щепочнице, у которой имеется несколько плюсов: ее можно топить любым мусором из-под ног, на ней прекрасно помещается стандартный армейский котелок, малышку легко переносить с места на место. Более того, ее хорошо использовать как дымокурню для эффективного отпугивания назойливых кровососущих. Все мои нужды с электрообеспечением в походе
перекрывает мощная солнечная батарея с внешним накопителем.

В конце лета в здешних краях созревает много грибов и ягод, благодаря чему можно сэкономить на продуктах. Продуктовая раскладка на неделю выглядит следующим образом. Пара банок тушенки, по триста граммов гречки, риса и геркулеса, по пачке чая и кофе, немного меда, орехов и сухофруктов. Для «вкуса» я всегда беру немного соли, перца, сушеного укропа, петрушки и чеснока…
Путь до ущелья Аку-Аку занял полдня. Густой лес плотно окутал все подступы гор и их склоны. Идти было тяжело. Да и комары прилично попили моей крови. Совершенно истощенный, я забрался в палатку. Нужно было хорошенько отдохнуть и набраться сил для завтрашнего дня.

Проснулся в шесть утра. На улице хмуро, серо, ветрено. Заварил кружку чая с черникой, сварил немного каши с медом, наскоро позавтракал — и в путь. Часа за три прошел ущелье Аку-Аку, сплошь заваленное огромными валунами. Идти было опасно. Не дай Бог, ногу подвернешь, проблем не оберешься. Но выручал длинный посох, который я срезал в самом начале пути.

А вот по ущелью Юмъекорр идти было одно удовольствие. Удобная пологая тропа вела на перевал. Пробежав ущелье, я начал брать перевал — медленно, монотонно и утомительно. И вышел на седловину. С одной стороны виднелось озеро Имандра с густым лесом на подступах к горам, с другой — моему взору открывалась прекрасная горная страна с вершинами, перевалами и долинами.
Как только я перешел через перевал, погода изменилась. Сияло яркое солнце, было тепло. Приторочив солнечную батарею к рюкзаку, я зашагал вдоль ручья в долину слияния двух горных рек — Гольцовки и Чеснайок. Пейзажи незабываемой красоты постоянно заставляли останавливаться. В середине дня без каких-либо осложнений я долетел до места запланированной стоянки. Даже раньше, чем ожидал. Ну и хорошо, будет время спокойно разбить лагерь, привести себя в порядок, поесть и сделать запись в дневнике.

Погода стояла фантастическая: температура не меньше плюс двадцати, яркое солнце. Ну как тут не полезть купаться в ледяную горную речку! Студеная, она взбодрила и придала сил после долгого марша. Похлебав грибной супчик и налюбовавшись горами, в девять вечера я полез отдыхать в палатку. Это был чудесный день во всех отношениях.

Утро меня встретило все той же изумительно солнечной погодой, которой я наслаждался вчера. Я двинул в сторону перевала Южный Чоргорр, не ведая, что предстоит там испытать. Но это позже. Сейчас же удобная тропа петляла вдоль реки Чеснайок, открывая за каждым поворотом пейзажи невероятной красоты.

Постепенно тропа набирала высоту. Поднялся ветер. Скоро он стал такой силы, что приходилось прятаться за каким-нибудь огромным валуном, чтобы передохнуть. Пошел дождь. Когда я добрался до места, где, судя по карте, должен находиться перевал, видимость из-за тумана не превышала двадцати метров. Куда ни посмотришь, кругом камни и неприступный хребет Чоргорр. Три раза пробовал карабкаться вверх. Но уклон градусов под пятьдесят заставлял задуматься о целесообразности такого решения. Камни были «живые», постоянно осыпались. Меня начала одолевать тревога…
Когда туман немного рассеялся, я увидел седловину перевала и снова начал подъем. Огромные неустойчивые камни, расщелины вкупе со шквалистым ветром наводили на мысль повернуть назад. Не стоил этот перевал того, чтобы расстаться с жизнью на нем. Но глядя вниз, я решил, что уж лучше буду карабкаться вверх, чем спускаться. Так что вперед! Часа за три я дополз до седловины перевала, насквозь мокрый от пота. Ветер сбивал с ног. Температура была около пяти градусов. Чтобы выбраться из этого негостеприимного места, мне требовалось немного отдохнуть…
Путь вниз был таким же трудным и опасным и занял часа три. Несколько раз я соскальзывал на осыпях, но помогал шест. Не знаю, кто присваивает категории перевалам и почему этот признали некатегорийным. Я бы ему вручил какую-нибудь категорию — он этого заслужил. Ох и натерпелся же я с ним страху! Выбился из сил настолько, что последние метры преодолевал гусиным шагом. К тому же закончилась вода, и мне безумно хотелось пить. Как только на пути попались первые кусты черничника, я к ним припал и стал жадно сгребать сочные ягоды.

Совершенно обессиленный, спустился со склона и побрел в сторону предполагаемой стоянки на реке Чеснайок. Наскоро встал лагерем, приготовил сытный ужин и отправился на боковую…
На следующий день мне предстояло дойти до контрольно-спасательной станции Куэльпорр. Дорога недлинная и несложная, но по пути погода резко ухудшилась. Впрочем, холод, порывистый ветер, проливной дождь — разве это остановит бывалого путешественника! Насобирав по дороге отборных подберезовиков, часа через три я был уже на базе спасателей.

За символическую плату ребята выделили мне избушку с печкой. Немудреная хижина была для меня лучше любого пятизвездочного отеля. Вскипятил чайку, подкрепился грибочками и подумал: как же неприятно в такую погоду ночевать на улице! А вечером ребята обещали протопить мне баню.

По большому счету, мой основной маршрут был благополучно пройден. Времени в запасе оставалось достаточно, и я решил погостить у спасателей несколько дней и сделать радиальные выходы налегке.

На следующее утро пошел прогуляться и поснимать водопад Красивый, что недалеко от базы. Взял с собой только фотоаппарат, штатив и легкий перекус. Выход занял часа четыре. Отсняв водопад с разных ракурсов и разрядив аккумулятор, пошел домой — на базу. На обратном пути набрал котелок черники и, как обычно, отборных подосиновиков, которые составляли мой рацион последние пять дней. Погода снова испортилась. Полил дождь… А в моей избушке было тепло и уютно. Я сидел возле печки и попивал черничный компот.

Вечером на базу на трех машинах приехали туристы, которые следовали в сторону Кировска. Они предложили подвезти меня до города, я согласился и тем самым сэкономил двадцать пять километров пути.
 

Источник: ohotniki.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий