Очередной правительственный отчет премьера перед депутатами оказался соткан из противоречий.
Премьер-министр России Дмитрий Медведев отчитался о работе своего ведомства за 2015 год.
При внешне демонстрируемой уверенности и холодности было в его выступлении что-то нервное. Так бывает, когда приходится себе противоречить, и когда досадуешь при этом, что иначе – никак.
Противоречивость – так одним словом можно охарактеризовать услышанное. Банально? Зато честно. Россия – по слову Медведева – адаптировалась к внешним условиям, но не адаптировалась. В смысле не адаптировалась так, как по идее должна была бы, как предполагалось, но ведь хоть как-то все равно адаптировалась.
Примерно в том же ключе прозвучали и остальные тезисы. Диверсификация экономики нужна, все для этого делаем, но и на сырье не можем перестать молиться – ну кормит же оно нас, чего там лукавить?!
Оптимизация бюджетных расходов еще не закончена, но к трехлетнему бюджетному планированию, пожалуй, можем и вернуться. А почему бы и нет? Ничто ведь нам все равно не мешает и не будет мешать вносить нужные поправки. Так чего огород городить на ровном месте, да и приятно это – сказать, что все рассчитано на три года вперед.
Но главное – при всей брутальности внешней конъюнктуры, ее турбулентности и прочих прелестях, сам по себе отчет Дмитрия Анатольевича явил собой образец верности избранной традиции, когда слова отдельно, дела отдельно, а реальность – параллельно.
Своим впечатлением от очередного отчета главы Правительства перед депутатами Государственной Думы в беседе с обозревателем KM.RU поделился политолог, декан факультета социологии и политологии Финансового университета при Правительстве РФ Александр Шатилов:
– С одной стороны, главе Правительства сейчас отчитываться перед парламентариями не так сложно, потому что атмосфера в Государственной Думе сейчас, признаться, в целом не сильно оппозиционная. Парламентская «системная» оппозиция, как несложно заметить, предпочитает совсем уж остро исполнительную власть не критиковать.
С другой стороны выступление это для премьера было, конечно, очень непростым. Потому что, как ни крути, что и как ни говори, но социально-экономическая конъюнктура за год все равно ухудшилась. Это ничем нельзя замаскировать и Медведеву ничего не оставалось, кроме как отчитываться за все те грехи и все проблемы, которые в настоящий момент имеют место быть в сфере управления экономикой и социальной сферой.
Задача эта усугубилась тем, что, помимо прочего, сами депутаты сейчас активно готовятся к грядущим нынешней осенью выборам и им тоже надо как-то заявлять о себе. А значит, что, несмотря на всю декларируемую лояльность, не забывать в то же время изображать свою оппозиционность курсу Правительства.
Медведев, как мне показалось, прекрасно понимал, что «легкой прогулки» не получится и потому выстроил свой отчет вполне выигрышным для себя образом. Сперва он «посыпал голову пеплом», констатируя все имеющиеся сложности и проблемы, но тут же перешел к перечислению всех тех конструктивных шагов, которые были предприняты Правительством Российской Федерации для их если не преодоления, то смягчения.
А далее перешел уже к откровенному популизму с целью, с одной стороны, потрафить депутатам, а с другой – попытаться породить столь нужный сейчас власти оптимизм у населения, которое пока что, вместо того, чтобы радоваться преодоленным трудностям, отчего-то предпочитает впадать в депрессивное состояние. В этом свете я бы отметил, прежде всего, его антимигрантские заявления, сделанные, конечно же, с явным прицелом потрафить общественному мнению.
Но обратила на себя внимание и озвученная им возможная перспектива введения прогрессивной шкалы подоходного налога. Эту идею, напомню, особенно активно сегодня продвигает партия «Справедливая Россия» и Дмитрий Медведев, будучи не только главой Правительства, но и, как мы знаем, лидером партии-конкурента, ее ловко перехватывает.
При этом попутно дарит слушателям иллюзию, что уже в обозримом будущем такая шкала действительно может быть введена. Хотя, как мне кажется, совершенно очевидно, что если такое и произойдет, то лишь в весьма-весьма отделенной перспективе.
В целом, встречу с парламентариями Медведев провел достаточно умело, избежав особых эмоций, каких-то срывов, явных нелепостей и скандалов.
– А как понимать анонсированный Дмитрием Анатольевичем возврат к системе трехлетнего планирования Бюджета? Он многих озадачил, ведь, казалось бы, сейчас-то уж точно не время для столь оптимистического решения…
– Это, конечно, одна из знаковых фраз его отчета, призванная опять же успокоить население. Ведь если мы возвращаемся к прежней трехлетней схеме бюджетного планирования – стало быть, дела обстоят пусть пока и не так хорошо как хотелось бы, но уже вполне терпимо, есть некоторая стабильность, есть четко определенный вектор при отказе от какой-либо «чрезвычайщины».
В этом его заявлении, полагаю, политическая составляющая все же значительно преобладала над экономической. При этом, у власти, очевидно, есть вполне трезвое понимание ситуации – есть тренд на некоторое ее ухудшение в перспективе. Но все же о катастрофе говорить не приходится и в этой связи не первый план выходит задача приободрить население, чтобы катастрофическое мироощущение в его массе не стало определяющим.
Именно этим обусловлен и общий настрой послания – признание трудностей с одновременным деликатным переключением общественности от негативных ожиданий.