Большинство россиян остаются сторонниками сбережения денег и считают текущий момент неблагоприятным для совершения крупных покупок и оформления кредитов, свидетельствуют результаты опроса ВЦИОМ.
Большинство россиян (67%) сказали, что настоящий момент скорее плох для совершения крупных покупок, около пятой части населения (19%) посчитали время благоприятным для приобретений, сообщается на сайте ВЦИОМ.
Индекс потребительского доверия по сравнению с февралем в марте изменился незначительно (вырос с 29 до 31 пункта), в январе нынешнего года он составлял 33 пункта.
«Год назад значение показателя находилось на том же уровне (28), тогда как в предыдущие годы ситуацию оценивали более оптимистично (от 40 до 52)», – говорится в материалах исследования.
В то же время индекс кредитного доверия, опустившийся в январе до годового минимума в 18 пунктов, в марте остался на той же отметке, следует из результатов пороса. Подавляющее большинство россиян (86%) считают, что брать кредиты в данный момент нецелесообразно, и лишь 5% респондентов считают время подходящим, свидетельствуют результаты опроса.
«Для сравнения, в марте 2015 года он (индекс кредитного доверия) был равен 20 пунктам. По данным за аналогичные периоды прошлых лет в вопросах кредитования россияне были настроены более оптимистично», – отмечают социологи.
Уровень доверия россиян к банкам немного вырос, но в целом остался на уровне последних месяцев и в марте составил 35% – именно столько респондентов считают, что свободные деньги сейчас лучше положить в банк.
В феврале доля приверженцев хранения сбережений в банке составляла 34%, в январе – 33%. А вот 40% опрошенных в марте посоветовали забрать накопления из банков (в феврале этой точки зрения придерживались 43% респондентов, в январе – 41%).
По данным мартовского опроса большинство россиян (63%) по-прежнему остаются сторонниками сокращения расходов и считают, что нужно откладывать средства на будущее. В феврале аналогичной точки зрения придерживались 65% опрошенных, в январе – 61%. Около четверти опрошенных (26%) сейчас предлагают быстрее тратить зарплату или пенсию на необходимые покупки, а сбережения вкладывать во что-нибудь ценное (в феврале такой образ действий поддерживали 25% опрошенных, в январе – 28%).
«Последние данные показывают, что про-дефляционные настроения российских домохозяйств несколько ослабли, однако продолжают оставаться доминирующими. Учитывая, что каждый второй рубль в расходах нашей страны – это рубль, потраченный домохозяйствами, подобные настроения просто не могут не влиять на общее экономическое положение. Пока это влияние позитивно. Консервативный настрой общественного сознания способствует подавлению инфляции и оказывает стабилизирующий эффект на обменные курсы рубля», – считает ведущий эксперт-консультант управления мониторинговых и электоральных исследований ВЦИОМ Олег Чернозуб.
Всероссийский опрос проводился 26-27 марта 2016 года в 130 населенных пунктах 46 регионов России среди 1,6 тыс. человек. Статистическая погрешность не превышает 3,5%.
Напомним, в ежемесячном мониторинге социально-экономического положения населения Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС говорится, что в феврале 2016 года пищевые продукты, алкоголь и табачные изделия впервые за восемь лет заняли большую часть – 50,1% – в обороте розничной торговли России.