Уходящий американский президент Барак Обама назвал главную внешнеполитическую ошибку своей администрации. Это не усилившийся Китай и не своевольная Россия. Это не провал окончательного примирения Израиля с Палестиной под эгидой США и не проблемы с Трансатлантическим торговым партнерством. Это даже не феномен джихадистского халифата. Который появился, окреп и принялся казнить американцев в прямом эфире именно во время президентского срока Б. Обамы.
Лауреат Нобелевской премии мира за 2009 год считает наиболее проблемными ливийские события 2011 года: «Я полагал интервенцию в Ливию оправданной, но плана действий после вооружённой операции у нас не было…»
Американское вооружённое участие в уничтожении Ливии было минимальным, но эффективным. В марте 2011 года в военной операции участвовало всего несколько стратегических бомбардировщиков и ракетных кораблей США, а также около пятнадцати самолётов иных типов. Система ливийской ПВО была полностью подавлена менее чем за две недели, после чего США отошли на второй план средиземноморской кампании. Европейские члены НАТО разрушили региональную стабильность самостоятельно и безнаказанно, если говорить о возмездии на поле боя. Наказание миграционного характера с террористическими всплесками и опасностью распада ЕС последовало через несколько лет.
В октябре 2011 года ливийский «тиран» был наконец-то свергнут и демократически растерзан. Крупная страна Северной Африки деградировала с невероятной скоростью, до состояния лоскутов бесправного насилия. Благосостояние ливийцев при Каддафи, социальные и промышленные показатели, состояние инфраструктуры и криминала до 2011 года сегодня выглядят фантастическими выдумками. Последствия интервенции – мрачной реальностью без проблесков в конце тоннеля.
За пять лет ливийский ВВП на душу населения упал втрое. Нефтедобывающая основа экономики снизилась с 1.5 до 0.4 млн. ежедневных баррелей. Причём продажу около 30-40 % нефти контролируют террористические группировки и ведут бизнес по принципу «После нас хоть потоп, хоть джихад». На территории бывшей Джамахирии возникло несколько враждующих правительств, появились города-государства, рынки невольников (!), бронированные караваны купцов. Если что и развилось, так это индустрия доставки беженцев в ЕС с тайными кладбищами вдоль троп контрабандистов. В ходе войны НАТО против Ливии эвакуация иностранцев была менее массовой, чем после «освобождения от тирании»! Инвесторы и бизнесмены эвакуировались одними из первых и назад не вернулись.
Сожаления Б. Обамы о Ливии направлены на американскую аудиторию и апеллируют к одиночному эпизоду далёкой войны. В сентябре 2012, ровно через 11 лет после нападения Аль-Каеды на США, произошла атака на американское консульство в Бенгази. В столице ливийской «революции», в цитадели местных сторонников прогрессивных реформ и антидеспотических преобразований. Четыре гражданина США были убиты самым зверским образом, в том числе посол К. Стивенс, сотрудник посольства и два охранника.
Многие димписсии США в тот день стали целями для радикальных атак, в связи с появлением скандального фильма «Невинность мусульман». Однако в Йемене, Судане, Тунисе, Ливане, Египте, Индии и т.д. гибли нападавшие – и только в Ливии линчевали американцев.
Результат бомбового насаждения демократии проявился в очевидной и жуткой форме. В виде растерзанных дипломатов и главы посольства США. Это вопиющий инцидент в новейшей истории мирового гегемона. Достаточно сказать, что предыдущая гибель посла США от рук террористов произошла в Афганистане в 1979 году. Ещё до ввода советских войск в эту многострадальную страну, в эпоху противоборства двух мировых систем. Принесли им свободу на крыльях бомбардировщиков – а они нарушают все нормы этикета и гуманности!
Марионеточное правительство Ливии утратило контроль над процессами в стране быстрее развала страны. В северной Африке и в арабском мире возник хаос, распространившийся на страны южной Европы и затронувший весь ЕС. Но геополитические цели ослабления европейских конкурентов, демонстрация военного могущества США несовместимы с линчеванием американских дипломатов. Президент Обама извинился не перед ливийским народом, но перед родственниками своих соотечественников, погибших в Бенгази. Он выразил сожаление о жертвах на пути доминирования США – если эти жертвы имеют американское гражданство. Проблемы заокеанских дикарей по-прежнему не волнуют шерифа из Белого Дома.
Однако соискатели должности президент-шерифа вынуждены полемизировать с собственным лидером и до недавних пор – работодателем. Государственный секретарь в 2009-2012 гг. и фаворит американской предвыборной гонки Х. Клинтон отреагировала на словесную «слабость» Б. Обамы. Реакция предназначена внутреннему электорату – тем больше оснований для её изучения за пределами США:
«Я горжусь достижениями американской политики в Ливии, мы отлично помогли народу этой страны во время и после свержения Каддафи… мы дали людям шанс на демократию – а хаос возник из-за сопротивления самих ливийцев…»
Шанс на демократию путём уничтожения страны касается не только Ливии. Ситуация в других объектах американской интервенции не лучше. Разделённый на несколько частей Ирак и многосторонняя гражданская война в Афганистане – образцы «отличной помощи народам этих стран». Список бывших государств состоит из многих пунктов и продолжает расширяться.
Скверные ливийцы сопротивлялись демократической интервенции, пусть пеняют на самих себя. США им столько крупнокалиберных шансов отсыпали, а сколько долларов на бомбы потратили! Жертва виновата в жестокости изувера, который отлично ей помог с инвалидностью и выбросил на обочину цивилизации. Выбросил с гордостью и цинизмом и бодро улыбается в телекамеры. Мы ещё многим поможем, вопреки их желаниям и традициям. Кто вздумает сопротивляться, пусть заранее изучает опыт выживания в Ливии или Либерии. Наш богоизбранный избиратель уважает жесткость и силу, направленные во внешний мир…
Надменное пренебрежение американской политической элиты к остальным странам сложилось исторически и устойчиво на протяжении электоральных циклов. Она активно использует внешний фактор в предвыборных баталиях. Удивительна слепая надежда на заокеанского дядю (или тётю) в европейских странах, с таким-то количеством циничных разрушений на других континентах. Под крики «Америка с нами!» приходишь в Европу XII века, с кострами на площадях, зачаточной медициной, с давно позабытой нищетой, с властью феодальных магнатов. И сам же будешь виноват в фатальном пункте назначения.