«Известия» проанализировали, как и почему сократилось присутствие иностранцев в российской банковской системе
На прошлой неделе Ситибанк заявил о закрытии двух отделений в Санкт-Петербурге. В банке пояснили, что регулярно закрывают офисы, которые становятся менее востребованными. Планы по оптимизации сети отделений в конце 2015 года – I квартале 2016-го озвучивали другие иностранные банки, среди них Нордеа-банк, Райффайзенбанк, Банк Кипра. Юникредитбанк сокращал сеть в 2014-м. «Известия» решили проанализировать, как сократилось присутствие зарубежных банков РФ с 2014 года, с момента обострения кризиса.
По данным Центробанка, на 1 января 2014 года в России действовал 251 банк с участием нерезидентов, на 1 января 2015 года их осталось уже 225, а на 1 января 2016-го — всего 199. Доля «иностранцев» в совокупном уставном капитале российской банковской системы сократилась с 26,4% на 1 января 2014 года до 16,9% на 1 января 2016-го.
Пользователи Facebook после сообщения Ситибанка выкладывали фотографии его закрытых офисов в соцсети с предположениями: «Ситибанк закрывает почти все отделения. Что-то происходит…»; «…стратегически сокращают свой бизнес в РФ».
В Ситибанке объяснили сокращение отделений иными факторами.
— Мы не можем комментировать стратегии других иностранных банков, работающих в России, — отметила управляющий директор Ситибанка Наталья Николаева. — Что касается Citi, то Россия была и остается важным бизнесом для Citi. Мы активно работаем над переводом традиционных отделений, которые привыкли все видеть, в новый формат высокотехнологичных интерактивных отделений (smart branches). Наши клиенты всё более мобильны и активно пользуются нашими услугами в интернете, не посещая отделения.
По словам предправления Нордеа Банка Михаила Полякова, действительно прослеживается сокращение присутствия иностранных игроков на российском рынке.
— Статистика не обманывает, — указывает Михаил Поляков. — В целом по рынку картина неоднородная — кто-то по мере возможности развивает бизнес, кто-то сокращает присутствие, в особенности в том сегменте, который ранее был особенно привлекательным, — в рознице. Что касается Нордеа Банка, мы сейчас работаем исключительно с сегментом крупнейших и наиболее надежных корпоративных клиентов, для чего банку не требуется сеть. В рамках этой стратегии банк еще в 2015 году сократил сеть, а также вышел из розницы.
Другие иностранные банки не ответили на запрос. Эксперты, опрошенные «Известиями», уверяют, что исход иностранцев из России — четко прослеживающийся тренд.
— Доля нерезидентов в совокупном уставном капитале банковской системы (без учета участия нерезидентов, находящихся под существенным влиянием резидентов РФ) на 1 января 2014 года составляла 23%, на 1 января 2015 года — 18,4%, а на 1 января 2016 года — 14,3%, — комментирует начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий.
Зарубежные банки начали сокращать свое присутствие в России еще в кризис 2008–2010 годов. В июле 2010 года Morgan Stanley продал свой Городской ипотечный банк банку «Восточный экспресс». В декабре 2010 года испанская банковская группа Banco Santander продала ЗАО «Сантандер Консьюмер Банк» тому же банку «Восточный экспресс». А на данный момент акционеры «Восточного экспресса» активно ищут покупателя на этот актив. В феврале 2011 года Рабобанк голландского Rabobank вернул ЦБ свою лицензию, которая была аннулирована. В октябре 2011 года британская группа Barclays продала Барклайс Банк известному банкиру Игорю Киму. В 2012 году бельгийская группа KBC Group продала Абсолют Банк негосударственному пенсионному фонду РЖД «Благосостояние». В марте 2014 года в Москомприватбанке украинского олигарха Игоря Коломойского была введена временная администрация, а затем банк был продан Бинбанку.
— В то же время иностранцы и не спешат на российский рынок, — отмечает Максим Осадчий. — Чайнасельхозбанк — дочерний банк Сельскохозяйственного банка Китая — был зарегистрирован 25 сентября 2014 года. После этого не был зарегистрирован ни один банк, принадлежащий нерезидентам. Иностранцы постепенно избавляются от своих российских «дочек». Не способствуют энтузиазму иностранцев нынешний экономический кризис и санкции.
По словам замдиректора центра макроэкономического прогнозирования и инвестиционной стратегии Бинбанка Наталии Шиловой, исход иностранных банков из России укладывается в общемировые тенденции и дополнительно подогревается сохранением санкционного режима.
— Deutsche Bank объявил в 2015 году о сокращении 9 тыс. рабочих мест и прекращении бизнеса в 10 странах, — поясняет Наталия Шилова. — Nomura сокращает отдельные подразделения в Европе и США. Barclays объявил о сокращении 1,2 тыс. рабочих мест, а также о закрытии части функционала в России, Бразилии и Азии. HSBC с 2015 по 2017 год планирует сократить от 22 тыс. до 25 тыс. рабочих мест по всему миру. Россия с падающей экономикой и в условиях невысоких цен на нефть зачастую попадает в число регионов, которые не слишком привлекают иностранных инвесторов. Кроме того, влияние порой оказывают и политические мотивы.
Управляющий директор «Инвесткафе» Иван Кабулаев уверен, что сокращение присутствия зарубежных банков в России является последствием деофшоризации.
— В ЦБ всё равно нужно сообщать о конечных собственниках, а с июля 2015 года нужно раскрывать контролируемые иностранные компании, — указывает Иван Кабулаев.
По словам старшего аналитика Национального рейтингового агентства Ирины Григорьевой, продажа активов в России зарубежными банками связана с сокращением рентабельности бизнеса, на которую оказали влияние неблагоприятная макроэкономическая ситуация, снижение цен на экспортное сырье, сокращение уровня платежеспособности населения.
Предправления СДМ-банка Максим Солнцев надеется, что в 2016 году тренд не продолжится.
— Понятно, что из-за санкций многие активные позиции со стороны материнских банков на территории РФ были приостановлены, — говорит Максим Солнцев. — Но в целом всё равно качество активов таких кредитных организаций (с иностранным участием) лучше, чем в среднем по системе.