Путинский Кремль предпринял большие усилия, чтобы не выставлять на всеобщее обозрение конфликты среди правящей элиты. Тем не менее, убийство лидера российской оппозиции Бориса Немцова в прошлом году, и последующие события, предоставили миру редчайшую возможность взглянуть на пресловутую борьбу силовиков.
Чтобы объяснить византийский характер этой истории, нужно вернуться к 1999 году, когда Борис Ельцин назначил нового премьер-министра Путина, который на тот момент был неизвестен российской публике.
Вскоре после своего назначения, Путин объявил войну чеченским сепаратистам и в относительно короткий период времени справился с поставленной задачей. Этот успех сделал Путина популярным, и когда, в канун Нового 2000-го года Ельцин объявил о своей отставке, россияне встретили своего нового президента стоя и с аплодисментами.
Тем не менее, легче было завоевать злющую Чечню, чем держать ее под своим контролем. Чтобы добиться невозможного, Путин назначил новым губернатором региона религиозного чеченского лидера, главного муфтия Ахмата Кадырова, который объявлял джихад против России еще в середине 1990-х годов.
После убийства Кадырова в 2004 году, его заменил эпатажный и молодой сын Рамзан, который также являлся ветераном чеченской войны против России (и публично хвастался, что убил своего первого русского в возрасте 16-ти лет).
Назначение младшего Кадырова, который превратил Чечню в свою личную вотчину в обмен на преданность Путину, огорчило многих высокопоставленных российских чиновников — силовиков, которые возглавляли федеральные ведомства и министерства, такие как Министерство обороны; Министерство внутренних дел; Федеральная служба безопасности, или ФСБ (бывший КГБ); и ФСКН (Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков).
Все они были недовольны, и на это было несколько причин, но следующие две являлись основными. Де-факто Чечня стала независимым государством, что свело усилия силовиков в двух чеченских войнах на нет. Второе — щедрые федеральные субсидии в Чечню (некоторые называют их данью), которые идут прямо в руки Кадырову, лишая силовиков своей доли из кормушки.
В то же время, Кадыров получил карт-бланш на ликвидацию своих соперников и критиков, как в самой Чечне (России), так и за ее пределами.
За свое влияние в политике России, как бельмо на глазу у Путина, Немцов имел второстепенное значение после Кадырова. Тем не менее, его смерть по-видимому, служила интересам Путина.
Убившие Немцова чеченцы, скорее всего, не ожидали тщательного расследования и были весьма неаккуратны, оставив после себя отпечатки пальцев. Тем не менее, силовики, у которых были все основания презирать прозападного либерального Немцова и радоваться его смерти, оперативно раскрыли личность убийцы и его помощников, которые скрывались в Чечне. Очевидно, что все это было подстроено, дабы избавиться от Кадырова, намекая на его причастность к убийству Немцова.
Что произошло дальше, послужило пищей для диких рассуждений. Во-первых, генерал-полковник Сергей Иванов, глава Администрации Президента Российской Федерации и лидер силовиков, исчез из поля зрения общественности на целых две недели. Следующим исчез Путин, который прикрылся болезнью.
Бывший российский олигарх Михаил Ходорковский даже предсказал быструю политическую кончину президента. Тем не менее, вскоре Путин появился на встрече с президентом Кыргызстана. Последний посвятил свое выступление уверяя публику, что Путин находится в добром здравии. Некоторое время, президент и его глава Администрации не отходили друг от друга.
Слухи о заговоре силовиков против Кадырова исходили от двух российских оппозиционных источников — Ильи Яшина и «Новой газеты», которые через год после убийства Немцова, опубликовали имя человека, которому якобы приказал Кадыров убить Немцова. Им оказался бывший главный телохранитель Путина и, в то же время, первый заместитель министра внутренних дел, генерал Виктор Золотов.
Его связь с Путиным уходит к тому времени, когда они оба работали в Санкт-Петербурге. Золотов известен своей личной преданностью президенту и не рассматривается силовиками как истинный член их клана.
Видные оппозиционные российские деятели сразу отметили, что Золотов намеренно был слит в оппозицию силовиками, как элемент их постоянной конфронтации с Кадыровым и, в определенной степени, с самим Путиным.
В начале апреля, президент России сообщил о создании новой военизированной структуры — Национальной гвардии, в состав которой войдут 400 тыс военных (в четыре раза больше британской армии). Она объединит в себе многие из лучших подразделений, в том числе ОМОН и СОБР, которые раньше находились под командованием силовиков.
Командующим Национальной гвардией назначен Золотов, который был повышен в звании до генерала армии и стал членом Совета Безопасности РФ. Он подчиняется непосредственно президенту, а задача его агентства заключается в борьбе с агрессивными экстремистами и организованной преступностью.
Последнее звучит весьма иронично, учитывая тот факт, что еще в 90-е годы, Золотов был телохранителем Цепова, известным своими связями с криминальным миром Санкт-Петербурга и чья смерть якобы связана с силовиками.
Ранее Путин назначил Кадырова, президентский срок которого должен был истечь 5 апреля 2015 года, исполняющим обязанности президента Чечни. Скорее всего, он будет переизбран на региональных выборах в сентябре.
Силовики пытались использовать смерть Немцова в качестве инструмента, чтобы избавиться от Кадырова, но все их попытки были тщетны, так как они утеряли свое влияние, которое с радостью приобрел Золотов, а Кадыров уверенно сохранил контроль над Чечней. Тем не менее, они полностью не уничтожены. Пока еще слишком рано предсказывать каким будет их следующий шаг, но можно с уверенность сказать, что шоу будет интересным.
Алексей Собченко — независимый аналитик и бывший сотрудник Государственного департамента США.