Зарубежные вояжи украинских политиков злой на язык народ давно уже окрестил политическим туризмом. Результат их обычно нулевой, если не сказать хуже, но за бюджетные деньги киевские бонзы неплохо развлекают скандалами и конфузами иностранных обывателей. То президент поклонится почетному караулу, то депутат парламента устроит пьяный дебош в аэропорту Франкфурта, то официальная делегация на генассамблее ООН начнет махать предметом, схожим с половой тряпкой. Не обошлось без конфуза и в Японии, где членов украинской делегации выгнали из храма за беседы по мобильному телефону. И это, пожалуй, стало самым ярким событием трехдневного пребывания П.Порошенко в Стране Восходящего Солнца.
* * *
Результаты визита и впрямь оказались крайне скромными. В сухом остатке официальный Токио выделил Украине $13,6 млн. гуманитарной помощи для восстановления пострадавших от боевых действий территорий Донецкой и Луганской областей и 3,5 млн. евро на строительство хранилища ядерного топлива. Как прокомментировал это решение премьер-министр Японии Синдзо Абэ, «в этом году будет 30-я годовщина после аварии на Чернобыльской АЭС… В этом году мы решили предоставить 3,5 млн. евро для постройки хранилища ядерного топлива в Украине». Кроме того, ранее сторонами было подписано соглашение о предоставлении правительству Украины гранта непроектного типа на закупку специального оборудования для медицинских заведений и исследовательских учреждений для восстановления инфраструктуры восточных регионов Украины общей стоимостью 4,2 млн. долл.
Для получения этой финансовой помощи совершенно не обязательно было ехать в Японию, поскольку японская сторона всегда с сочувствием относилась к проблемам ядерного загрязнения и беженцев. Так, на протяжении 2014-2015 годов Япония выделила более 1,5 млн. долл. через МККК и Управление ООН по вопросам беженцев. И именно Япония является практически единственным государством, которое выполняет свои обязательства по меморандумам, связанным с закрытием ЧАЭС.
Что же касается, например, обещанного Украине кредита в сумме 1,8 млрд. долл., предоставлен он будет лишь в случае успешного проведения реформ. Иначе говоря, никогда, ибо преодоление коррупции на Украине столь же вероятно, как и столкновение Земли с Альфа Центавра. Унизительность подобного условия отметил политолог А.Кочетков, заявивший, что «приходится обращать внимание на то, что выделение кредита на 1,8 миллиардов долларов четко оговорено в случае успешного продвижения реформ, а вот это уже нехороший сигнал, потому что нам не просто верят, нам специально обращают внимание – извольте делать, а не только говорить». Ничего удивительного, ибо в 2014 г. Япония выделила Украине по программам Мирового банка около 97 млн. грн. на реформирование экономического сектора с нулевым результатом. В этом вопросе официальный Токио поддерживает линию МВФ, Всемирного банка, ЕБРР и других международных кредиторов Украины, которые согласны предоставлять средства лишь в обмен на конкретные реформы и реальную борьбу с коррупцией.
В этом контексте необходимо отметить, что время визита Петра Алексеевича пришлось на крайне неудачный момент. Пока украинский президент исполнял в Японии свою любимую арию «Дайте денег», в мире разразился скандал с панамскими офшорами, а голландские граждане сказали на референдуме решительное «нет» ассоциации с Украиной. При этом П.Порошенко не нашел ничего лучшего, чем откровенно врать японцам о прозрачности своего бизнеса и собственной кристальной честности.
Удалось П.Порошенко продолжить и добрую традицию украинской дипломатии по полной неактуальности выдвигаемых во время зарубежных визитов тезисов. Чего стоит лишь завиральная идея о введении безвизового режима с Японией. Понятно, конечно, что после голландской пощечины украинским властям хочется добиться безвизового режима хоть с кем-нибудь, но возникает закономерный вопрос: «Зачем?»
Украинские гастарбайтеры явно не найдут себя на уборке риса и производстве сакэ, а у туристов после всех экономических экспериментов киевской хунты попросту нет средств для любования цветущей сакурой.
Не менее феерично выглядела и просьба к японскому парламенту оказать давление на РФ с целью освобождения приговоренных более чем к 20 годам убийцы Н.Савченко и диверсанта О.Сенцова. Врожденная вежливость, конечно, не позволила японцам поинтересоваться, кто это, но они явно недоуменно пожали плечами. Вряд ли интересно слушать им и о том, что Украина в этом сезоне не закупила ни кубометра российского газа.
Во всей красе П.Порошенко продемонстрировал и стремление Украины подчинить политику ведущих мировых государств интересам киевской хунты. Украинский президент не преминул обратиться к председательствующим в G7 японцам с просьбой о том, чтобы надавить на майском саммите на Россию: «Последнее заявление президента Путина, который признал, что ему безразлично, какие там есть государства и границы … Вот почему совместные усилия, скоординированные усилия всего мирового сообщества очень важны для Украины. И поэтому мы надеемся, что Япония и «Большая семерка» во время проведения саммита в Японии также направят очень сильный сигнал Кремлю». Как и следовало ожидать, горе-дипломаты решили «спекульнуть» на теме Курильских островов, отметив схожесть ситуации с Крымом, что выглядело настоящим амикошонством.
Попытка была явно неудачной. Несмотря на то, что Япония в основном следует в фарватере политики США, интерес Токио к развитию отношений с Россией не вызывает сомнений. Ярким примером может служить то, что вопреки прямой указке из Вашингтона, премьер-министр Японии Синдзо Абэ в мае, накануне саммита «Большой семерки» намерен посетитьРоссию.
Несмотря на нерешенность «курильского вопроса», отношения Японии и РФ активно развиваются. Токио заинтересован в поставках российского газа, реализации совместных проектов по развитию Курильских островов и Дальнего Востока, а товарооборот между двумя странами только в первом полугодии 2015 г. составил $10,7 млрд.
Чего совершенно нельзя сказать об Украине. Предметом особой гордости киевского режима является рост продаж сельскохозяйственной продукции в Японию за 11 месяцев 2015 г. до $148,8 млн., что почти на $70 млн. больше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Действительно, есть чем гордиться, «впарив» японцам такие высокотехнологичные продукты как зерновые, табак и отходы пищевой промышленности.
Уровень японских инвестиций в экономику Украины за все годы независимости не превысил 188,9 млн. долл. В экономику Казахстана, например, Токио инвестировал 5 млрд. долл., ежегодные инвестиции составляют 500 млн., а товарооборот в 2015 г. достиг 1,4 млрд. долл. В стране работает 50 совместных казахско-японских предприятий.
Совместные же украинско-японские проекты можно пересчитать по пальцам. По данным посла Японии на Украине Шигеки Суми, японский бизнес представлен в стране табачным производством во Львовской области, предприятием «Ядзаки Украина» (Ужгород) по выпуску автомобильных электросистем и фабрикой Fujikura Automotive Ukraine Lviv по производству автомобильных комплектующих. Принимали японцы участие также в модернизации киевского метро и создании Бортницкой системы аэрации.
Теоретически предложенное П.Порошенко участие Японии в приватизации украинских портов и энергетики могло бы представлять интерес для японской стороны. Но фактически многолетние амбициозные планы привлечения японских инвесторов на Украину так и остались планами.
Проблема состоит в крайне различных подходах к ведению бизнеса. Какподчеркивает посол Украины в Японии, «в Украине не достаточно налажена и сформирована инфраструктура для привлечения японских инвестиций. Это и налоговая система, и несовершенное, по крайней мере, пока, законодательство, и коррупция. Японские бизнесмены, инвесторы, как правило, рассчитывают на далекую перспективу, тезис «высокие риски – высокие прибыли» не является доминирующей для японцев. Вы сами вспомнили про тезис Фукуяма о доверии… Японские инвесторы сначала пытаются наладить доверие со своими партнерами и только после этого инвестировать в ту или иную страну. К сожалению, вынужден констатировать: пока еще доверие между японскими инвесторами и Украиной не сформировано на должном уровне».
В качестве примера необязательности украинской стороны дипломат привел ситуацию с компанией «Ядзаки», которая инвестировала в свободную экономическую зону, но эта зона была ликвидирована буквально через два года.
Кроме того, традиции японского бизнеса предполагают наличие у партнера прекрасной репутации. Если вновь пришедший торговец в Японии неизвестен, если у новичка нет рекомендаций от того, кто пользуется уважением, то сколь высококачественным и дешевым ни был бы товар, продать его в Японии невозможно. Японцам свойственны очень высокие понятия о чести, а самым страшным является потерять лицо. Например, глава Минсельхоза Японии в свое время совершил самоубийство. Из-за позора от обвинения в злоупотреблениях государственными средствами.
П.Порошенко, замазанный в панамском офшорном скандале, для японцев является типичным случаем потери лица. По понятиям потомков самураев такому человеку в самый раз не предлагать поделиться деньгами…