Будущее надо создавать, а не прогнозировать

Будущее надо создавать, а не прогнозировать

Экономист Руслан Гринберг — о том, почему не стоит полагаться на «солидные» прогнозы

МВФ вновь пересмотрел свой прогноз по России, сделанный тремя месяцами раньше. Если в январе фонд обещал в 2016 году экономический спад на 1,0%, а в будущем году — рост на 1,0%, то теперь МВФ ожидает сокращения российской экономики в текущем году на 1,8%, а в будущем — роста на 0,8%. Но сейчас, к сожалению, и нашим, и тем более заграничным прогнозам экономического развития верить не приходится.

Не так давно я прочитал замечательную фразу: «Лучший способ точно прогнозировать будущее — это создать его». Строить более-менее уверенные прогнозы можно будет только после того, как государство приступит к реализации конкретных мер по стимулированию нашей экономики. Пока же любой прогноз — не более чем гадание.  

Сегодня наша экономика замерла, инвестиционный спрос — вялый, личное потребление — тоже. Две трети населения выживают, а одна треть не хочет ничего покупать, даже если деньги у нее есть.  

Чтобы хотя бы примерно оценивать перспективы развития экономики, надо понимать действия государства. Прогнозы будут иметь значение только тогда, когда правительство примет решение, что именно оно намерено сделать.

Как говорил один из видных политических деятелей прошлого века, за какое звено в цепи надо схватиться, чтобы вытащить всю цепь. На мой взгляд, это звено — государственные инвестиции, мегапроекты, строительство железных и автомобильных дорог, массовое жилищное строительство. 

Сейчас мы подписали меморандум с китайцами об укреплении регионального производственного и инвестиционного сотрудничества на Дальнем Востоке. Это хорошая новость. Сотрудничество с Китаем, да и с другими инвесторами, надо развивать. Но при этом необходимо следить, чтобы между нами и нашими партнерами сохранялись равноправные отношения.

Безусловно, необходимо вкладывать деньги в совместное строительство высокоскоростной железной дороги Азия — Европа, которая пройдет через Россию, точнее, по ее южным областям. Но нам нужно строить и ветку высокоскоростной железной дороги, которая пройдет по территории 25–26 наших регионов и губерний. Это не исключает нашего участия в строительстве южной магистрали, но не снимает потребности в северной ветке. 

Строительство автомагистралей — отдельный вопрос. У нас положение в этой области катастрофическое. В 1990-е годы в Китае было построено 180 тыс. км скоростных автомобильных магистралей. А у нас общая протяженность построенных за этот период автомобильных трасс — 15 тыс. км.

У нас остро не хватает хороших дорог между городами, между регионами. А ведь они, образно выражаясь, «стягивают» пространство.

А когда пространство стягивается, возникает много возможностей, возникают позитивные мультипликативные эффекты. Появляются новые бизнесы, которые создавали бы благоприятные условия для активного импортозамещения. Чтобы отделаться от унизительной зависимости от цен на нефть, надо заняться перевозками. Развитая транспортная инфраструктура позволила бы в восемь раз быстрее перевозить грузы из Азии в Европу и наоборот.

Возможности стимулировать экономику у нас есть, и их не так мало, как может показаться.

Нам надо использовать пространственный потенциал страны и приступать к реализации масштабных задач. Конечно, в таких масштабных начинаниях всегда существуют риски нецелевого использования выделяемых средств, но отказ от таких проектов лишает нас всякой надежды добиться устойчивого экономического роста.

Риски от бездействия выше, чем риски от формирования и финансирования мощных мегапроектов.

Источник

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий