«Решающий момент» для доллара: обвал неизбежен

За четыре года доллар преодолел огромную дистанцию: от рекордно низкого значения в августе 2011 года до рекордно высокого за десять лет в середине 2015 года.

«Решающий момент» для доллара: обвал неизбежен

Впечатляющее ралли американской валюты произошло благодаря ужесточению монетарной политики Федеральной Резервной системы, которое началось в мае 2013 года еще при Бернанке и продолжилось в декабре прошлого года уже при Йеллен.

Однако сильный доллар играет против американской экономики. Создается впечатление, пишет Daily Reckoning, что после слабой иены в 2013 году и слабого евро в 15-м сейчас настала пора слабеть и доллару. Мягкая риторика, способствующая ослаблению американской валюты, прозвучала в заявлении по итогам мартовского заседания Комитета по операциям на открытых рынках (FOMC) и была подтверждена лично Джанет Йеллен в выступлении в Экономическом клубе в Нью-Йорке на прошлой неделе.

Сейчас финансовые рынки находятся в критической точке, когда сильные валюты вопреки прогнозам экономистов оказались в числе проигравших. Эту тенденцию на валютных рынках нельзя назвать сенсационной, но она редко происходит на валютных рынках в отличие от рынков ценных бумаг.

Конечно, главные валюты не стоят на месте. У них регулярно происходят взлеты и спады. Можно вспомнить, к примеру, историю последних взаимоотношений между долларом и евро. В последние пять лет за евро давали и 1,48 доллара (29 апреля 2011), и 1,05 доллара (15 марта 2015). Здесь существует хотя и большой, но все же довольно четкий диапазон: никто не ожидает, по крайней мере, в ближайшем будущем, что евро будет стоить 0,5 или, скажем, 2 доллара. Т.е. на валютном рынке все же существуют какие-то критические границы, за которые он не выходит.

Валютные курсы крайне волатильны и их динамику очень трудно предсказать в краткосрочной перспективе. Однако в долгосрочной перспективе можно найти некие решающие моменты, когда устанавливается относительно длительная динамика. Судя по всему, сейчас такой решающий момент наступает для доллара, считает Daily Reckoning.

Главным признаком приближения поворотного момента может служить поведение Джанет Йеллен и ФРС, а именно их желание повысить инфляцию до 2% в год. Еще глава главного американского банка хочет повысить учетные ставки. Но это ведет к усилению доллара и к дефляции, а не инфляции.

Бросается в глаза противоречивость политики ФРС. В результате целенаправленных действий ФРС при Бернанке и Йеллен доллар за два года, с декабря 2013 по декабрь 15 годов, вырос на 33%. На рынках ценных бумаг такие скачки в порядке вещей, на валютных рынках они – большая редкость. В том числе и потому что валютные рынки опять же в отличие от рынков ценных бумаг довольно стабильны и на них изменения происходят гораздо медленнее. Поэтому скачок доллара можно считать желанием ФРС «нормализовать» учетные ставки и покончить с нулевой политикой ставок (ZIRP).

Нормализация ставок дается высокой ценой – инфляция не растет, а топчется на грани дефляции. Сильный доллар сильно бьет как по всей экономике США, так и по доходам американских компаний и ценам акций. Он снижает не только экспорт американских товаров, но и доходы американских корпораций за рубежом, которые переводятся обратно в доллары.

Дефляционные тенденции не позволяет ФРС приблизиться к заветной цели по инфляции – 2% в год. Это рубеж главному американскому банку не удается достичь уже 8 лет.

Daily Reckoning полагает, что в ведомстве Джанет Йеллен не понимают столкновение высоких учетных ставок, сильного доллара и дефляционных тенденций, потому что работают по устаревшим моделям. В ФРС считают, что продолжающийся рост числа рабочих мест создает дефицит рабочей силы, который позволяет рабочим требовать повышения зарплат. Высокие зарплаты же должны разгонять инфляцию. Однако никаких доказательств правильности этой модели нет, потому что рабочие места постоянно создаются, но особого роста зарплат и инфляции не видно. Напротив, видны рост учетных ставок, усиление доллара и угроза дефляции.

После того, как стало ясно, что ФРС не повысит учетные ставки в марте, в конце февраля – начале марта доллар несколько ослабел. Однако в конце марта эта тенденция остановилась, потому что ведомство Йеллен намекнуло, что оно может поднять ставки если не в апреле, то в июне. На прошлой неделе Джанет Йеллен расставила все точки над апрельским повышением, и доллар опять немного ослабел.

Сейчас многие экономисты ждут, когда в ФРС поймут, что их модель оказалась неправильной и попытаются достичь роста инфляции старым испытанным путем – смягчением монетарной политики и ослаблением доллара.

Судя по всему, этот момент приближается, но еще не наступил. Скорее всего, ФРС поднимет ставки в июне и продолжит делать жесткие заявления о будущих повышениях. Однако рано или поздно слабость американской экономики и рынков ценных бумаг станет очевидной даже для главного банка США. Где-то в конце этого года и наступит решающий момент для доллара, который послужит началом валютных войн.

Очевидно, осознав необходимость изменения курса где-то через полгода, ФРС начнет смягчать монетарную политику: начнет посылать рынкам сигналы о своих действиях, снижать ставки, причем, не исключено, до отрицательных величин; вбрасывать «вертолетные» деньги, проводить четвертую программу количественного смягчения. Это приведет к ослаблению доллара и повышению инфляции до требуемого уровня, полагает Daily Reckoning. Тогда девизом ФРС станет: «Лучше поздно, чем никогда!».

Источник

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий