Россия – давний партнёр многих стран Латинской Америки в сфере военно-технического сотрудничества. Статус стратегического партнёрства, существующий у России с Аргентиной, Бразилией, Венесуэлой, Кубой, Никарагуа, Эквадором и Перу, облегчает взаимоотношения в этой области.
На днях на заседании президентской комиссии по военно-техническому сотрудничеству России с иностранными государствами президент Владимир Путин заявил, что экспорт российской продукции военного назначения в 2015 году составил 14,5 млрд долларов. Россия занимает второе в мире место после США в списке поставщиков вооружений. В.Путин отметил, что сформированы новые перспективные рынки сбыта оружия, в том числе в Латинской Америке. Здесь крупнейшим покупателем российской военной техники является Венесуэла, при этом в последние годы Россия успешно взаимодействует по линии ВТС практически со всеми странами Латинской Америки.
Динамично развиваются отношения в этой сфере с Перу, Бразилией, Никарагуа, рядом других стран, которые предпочитают публично не демонстрировать свой интерес к «изделиям» из России: сделки такого рода вызывают раздражение Вашингтона, а за этим могут следовать репрессии финансово-экономического и политического характера.
Тем не менее поведение потенциальных клиентов «Рособоронэкспорта» и латиноамериканских компаний-производителей ВВТ заметно отличается от того, что наблюдалось лет 10-12 назад. Много нового о возможностях российского оружия латиноамериканские военные узнали после демонстрации его мощи в Сирии. На прошедшей в Сантьяго-де-Чили международной выставке вооружений и военной техники FIDAE-2016 Россию представляла продукция 15 компаний: «Рособоронэкспорт», концерны «Техмаш», «Алмаз-Антей», компании «Вертолёты России» и «МиГ», НПО «Базальт». Потенциальным клиентам были представлены вертолёты Ми-171А2, Ка-32А11ВС, «Ансат», самолёты Як-130УБС, Су-35С, Су-30МКИ, МиГ-29М/М2, самолёт-амфибия Бе-200. Были представлены также комплексы, обслуживающие системы ПВО – С-300ВМ, ЗРК «Бук-М2Э», «Тор-М2КМ». На выставке была показана и гражданская продукция: авиалайнер SukhoiSuperjet 100, который с успехом используется мексиканской авиакомпанией Interjet, и широкофюзеляжный среднемагистральный МС-21.
Как отметил Анатолий Пунчук, заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, возглавлявший российскую делегацию на FIDAE, портфель зарубежных заказов на российское оружие превышает 50 млрд долларов. Из этого объема доля Латинской Америки составляет приблизительно полтора миллиарда долларов. «Россия рассматривает Латинскую Америку, – говорит Пинчук, – в качестве одного из перспективных рынков для продвижения отечественной продукции военного назначения». Он подчёркивает также, что сегодня важнейшим партнёром России является Венесуэла.
Венесуэльское руководство не исключает возможность военного вмешательства США во внутренние дела страны под предлогом возникновения «угрозы демократии». Президент Николас Мадуро постоянно напоминает венесуэльцам: «Боливарианская армия, ВМС, ВВС, милиция, народ Венесуэлы должны быть начеку». Правительство старается не допустить ситуации, при которой «иностранные империалистические сапоги» коснулись бы территории страны. Полная модернизация Вооружённых сил Венесуэлы была завершена всего за десять лет.
Охрану воздушных рубежей Венесуэлы осуществляют истребители Су-30МК2 и вертолёты Ми-35М. Осенью 2015 г. Министерство обороны Венесуэлы сообщило, что правительство дополнительно выделило 480 млн долларов для приобретения 12 многоцелевых истребителей Су30. Венесуэльская ПВО оснащена российскими ЗРК «Антей-2500», «Печора-2М» и «Бук-М2Э». Венесуэльцам поставлены также реактивные системы залпового огня «Смерч» и 152-миллиметровые самоходные артиллерийские установки МСТА-С.
Давним партнёром России в военно-техническом сотрудничестве является Перу. В разное время в эту страну были поставлены 18 вертолётов разных типов, которые великолепно себя зарекомендовали. В конце 2013 года Москва и Лима заключили новый контракт на поставку 24 военно-транспортных Ми-171Ш на сумму 500 миллионов долларов. Контракт выполнен, аппараты успешно эксплуатируются, демонстрируя исключительную надёжность в горных условиях. Перуанцы намерены приобрести дополнительную партию вертолётов различного назначения, переговоры об этом уже перешли в практическую плоскость. С учётом растущего в перуанских вооружённых силах вертолётного парка класса “Ми” российские специалисты создают в стране центр технического обслуживания и ремонта вертолётов. Аналогичные сервисные центры будут созданы в Бразилии, Венесуэле и Колумбии. Выстраивание системы послепродажного обслуживания техники – один из приоритетов «Рособоронэкспорта».
Российские вертолёты неприхотливы, удобны в использовании и ремонте. По тактико-техническим характеристикам они не уступают западным аппаратам, а по параметру «цена – качество» превосходят их. То же самое можно сказать об истребителях и бомбардировщиках. По срокам поставок задержек не бывает, всё отлажено до мелочей.
Российская техника, включая вертолётную, успешно эксплуатируется в Бразилии. Соглашение о военно-техническом сотрудничестве с этой страной было подписано восемь лет назад. Долгое время данный сегмент рынка был прочно занят американскими и европейскими производителями, за каждый контракт россиянам приходилось и приходится бороться. Конкуренция острая, тем не менее Россия занимает 14 % оружейного рынка Бразилии. По оценкам, Россия уступает только Франции, привилегированному партнёру Бразилии в этой сфере, но обошла США, Швецию и Израиль.
Бразильцев интересуют тяжёлые транспортные вертолёты Ми-26, а также винтокрылые машины гражданского применения Ми-171А1, Ка-32А11ВС, Ка-226Т и «Ансат». Имеются предварительные договорённости о закупках учебно-боевых самолетов Як-130УБС, бронемашин «Тигр», сверхзвуковых крылатых ракет «Брамос» совместного российско-индийского производства и противотанковых ракетных комплексов.
Крупные поставки в Бразилию осуществляются в области средств ПВО; на мировом рынке Россия всегда лидировала в этом виде вооружений.
Одновременно российские изготовители активизируют ВТС с Аргентиной и Мексикой; обе страны заинтересованы в пополнении своих парков качественной вертолётной техникой.
На выставке FIDAE-2016 представители Перу, Мексики, Уругвая и Бразилии проявили интерес к специальной автомобильной технике из России. Как отметил Анатолий Пунчук, «лучшей рекламой возможностей российских автомобилей является их успешное участие в ралли «Дакар» (трасса гонок проложена по «сумасшедшему рельефу» Боливии, Чили и Аргентины). По словам Пунчука, есть и другой важный аспект: «…мы всегда готовы учесть пожелания инозаказчиков к техническому облику планируемой к поставке техники. Бывали случаи, когда российские специалисты разрабатывали и устанавливали совершенно новые компоненты на технику, например двигатели и трансмиссию».
Стивен Бленк, специалист по России из American Foreign Policy Council, ставит под сомнение открытость и прозрачность целей ВТС России с латиноамериканцами: «В Латинской Америке, – пишет он, – помимо дипломатии, торговли, продажи оружия и инвестиций российская политика также включала следующие элементы: поддержку мятежников в прозападных государствах; стремление организовать военные базы против США с тем, чтобы втянуть Латинскую Америку в новое соперничество сверхдержав; усилия по налаживанию сотрудничества с разведывательными службами аналогично мыслящих правительств, чтобы Москва затем могла попытаться подорвать те или иные режимы в Латинской Америке».
Взгляд на Россию сквозь призму холодной войны приводит Бленка к выводу, что она вновь включилась в геополитическую борьбу с Соединёнными Штатами в Западном полушарии. Другие аналитики подчёркивают, что Россия пытается поставить крест на гегемонии США на международной арене. В Латинской Америке это якобы нацелено на создание военных баз – в Венесуэле, Никарагуа, на Кубе и в некоторых других странах. Москва, утверждает Бленк, «обхаживает» их с помощью поставок оружия и энергоносителей.
В то же время помощник президента РФ по военно-техническому сотрудничеству Владимир Кожин подчёркивает стремление России не ограничиваться лишь поставками в Латинскую Америку готовой военной продукции. Прорабатывается вопрос о передаче российским партнёрам в регионе современных технологий и модернизации их военной промышленности. «Разрабатываются и утверждаются долгосрочные программы подобного сотрудничества. Примером такой работы является Куба, надеемся на развитие подобного сотрудничества с Аргентиной», – говорит Кожин. АО «Рособронэкспорт» и другие российские компании ведут планомерную маркетинговую работу, уделяя большое внимание выходу на рынки стран, «которые традиционно ориентируются на других экспортёров вооружений». Русские уверены в конкурентоспособности своего оружия.
Существенно, что, в отличие от американцев, Россия очень редко связывает поставки по линии ВТС с политическими условиями. Для Латинской Америки, где политической стабильностью могут похвастаться немногие страны, это особенно важно.