Россияне с каждым годом все реже говорят о наличии у них сбережений, сообщили социологи исследовательского холдинга «Ромир» по итогам февральского опроса населения. Согласно его результатам, в настоящее время лишь у 27% россиян есть сбережения, каждый десятый (10%) респондент признается, что некоторые накопления у него есть, но часть уже потрачена.
Как показывают опросы «Ромир», доля россиян, имеющих денежные запасы, год за годом постепенно падает: еще в 2013 году «заначка» была у 72% участников аналогичного опроса, а в 2015 году – только у 31% опрошенных. Сейчас кое-какие денежные запасы остались уже не у трети, а у четверти населения.
По признанию 12% россиян, все свои сбережения они уже растратили, а 61% опрошенных отметили, что у них «лишних» денег нет и не было. Доля последних увеличилась с 2015 года на девять процентных пунктов (с 52%). Чаще такой ответ давали молодые россияне 18–24 лет и представители низкодоходной группы.
Большинство (88%) россиян, имеющих денежный запас, хранят средства в рублях. Одновременно и в рублях, и в валюте накопления держат 7% опрошенных, что, кстати, вдвое меньше, чем в прошлом году (14%). 5% доверяют сбережения только иностранной валюте.
Говоря о статьях расходов, 14% респондентов, полностью или частично истративших свои сбережения, сообщили о покупке бытовой техники. Доля тех, кто решился потратить накопленные средства на такое приобретение, за год сократилось более чем в два раза. Среди других трат россияне указали путешествия (11%), покупку автомобиля (10%), недвижимости (4%), ювелирных украшений (1%), оплату образования (4%) и дорогостоящего лечения (6%).
Показательно, что в бизнес или ценные бумаги средства не вложил ни один респондент, в то время как в прошлом году это сделали 3% и 1% соответственно.
Данные опроса «Ромир» практически полностью коррелируются с аналогичным опросом, проведенным другой исследовательской организацией, НАФИ, в марте 2016 года. Он тоже выявил сбережения у 27% россиян. Это вклады в банках, накопительные страховые полисы, акции, облигации, наличные деньги. При этом только каждый десятый респондент посчитал, что сейчас для сбережений самое подходящее время. Каждый третий (35%) придерживается полярного мнения.
Результаты вышеназванных соцопросов свидетельствуют: в кризис большинство граждан перешли на сберегательную модель поведения или даже, как отмечалось в отчете Минэкономразвития, «в разряд наблюдателей за торговым процессом». По данным Росстата, доля доходов населения, направленная на покупку товаров и услуг, в прошлом году оказалась минимальной за последние пять лет.
«Люди, чьи доходы снизились, ведут себя абсолютно предсказуемо, – сказал «НИ» председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. – У них две мотивации: сэкономить на покупках в магазине и по возможности попытаться хоть что-то отложить». Эксперт напомнил, что, по данным официальной статистики, с начала кризиса число бедных в России, то есть граждан, живущих за чертой прожиточного минимума, увеличилось на 30% и превысило 20 миллионов.
«Падение сбережений очевидно связано с резким снижением зарплат и прочих доходов, которое наблюдается два последних года. За 2014–2015 годы реальные доходы населения сократились на 5,2%, за январь-февраль 2016-го их спад ускорился до 6,7%. Спад реальных зарплат в 2015 году составил почти 10% и стал самым глубоким с начала века», – сказал «НИ» аналитик «Калита-Финанс» Алексей Вязовский. По его мнению, правительство недостаточно уделяет внимания этому негативному тренду, а потому «в случае продолжения рецессии в экономике нас могут ждать социальные потрясения».