Журналист Максим Соколов – о нестроениях в Министерстве культуры, а также о пользе, туризмом приносимой
Министр культуры В. Р. Мединский в последнее время испытал крайне неприятную для важного государственного мужа (да и для неважного тоже неприятную) процедуру перемещения из жарка в ледок, из ледка в жарок. Ряд высокопоставленных чиновников культурного ведомства попали под следствие по делам о казнокрадстве, что не могло не сделать шаткой почву под ногами их непосредственного начальника.
То ли он знал про их скаредные дела, что совсем нехорошо, то ли совершенно не знал, что тоже не годится, ибо начальник должен более бдительно отслеживать негоции своих подчиненных. Велика же была радость министра, когда пресс-секретарь президента РФ Д. С. Песков на вопрос об отставке Мединского отвечал: “Нет. Это не так”. Почувствовав себя реабилитированным, Мединский с удвоенной энергией стал готовиться к коллегии министерства.
Выступление министра было бодрым и оптимистичным, приведя массу цифр, докладчик показал, как введенное ему ведомство идет от успеха к успеху, успешно преодолевая трудности и способствуя прозябанию культуры. Конечно, не обошлось без некоторой лакировки. Скандалы неизбежны, когда имеешь дело с тонко чувствующими творческими личностями, но в инвеституру Мединского они чрезмерно участились, сделавшись совсем уж ежедневностью — однако, об этой стороне работы министерства не было сказано ни слова. Нам не страшно усилье ничье, мчим вперед членовозом труда — и ничего более.
Впрочем, самокритические речи начальников вообще редки — “А кто не лакирует? Назови! Нет, я жду!” — и не особо справедливо было бы требовать от В. Р. Мединского покаянной добродетели, не свойственной никому из его коллег.
Чем действительно ново и примечательно выступление министра, так это то, что он объявил возглавляемое им ведомство не только палладиумом духовности etc. Это пассаж дежурный, кто же про духовность не говорил? — еще Е. А. Фурцева отмечала большое воспитательное значение культуры. Но В. Р. Мединский объявил министерство культуры еще и палладиумом русской казны — пусть хотя бы и не сейчас, но в будущем. “Развитие внутреннего и въездного туризма – это проект, который способен создать в России максимально успешную отрасль, которая станет, кроме того, нашей мировой визитной карточкой. Как русская культура, русская нефть, как русское оружие”, — так министр завершил свое выступление.
То есть культура и туризм могут стать наравне с двумя наиболее прибыльными статьями российского экспорта.
Назвать это чистой маниловщиной было бы несправедливо. Просто потому, что мировая практика знает случаи, когда и культура, и туризм и вправду оказывались весьма прибыльным делом. Театральные и музыкальные фестивали (Авиньон, Байрейт, Зальцбург etc.) фактически стали градообразующими предприятиями, города живут с них и неплохо. “А также в области балета мы впереди планеты всей” — при надлежащей заботе и поддержании области балета в этом качестве чемпиона — тоже может стать источником приличных денег. В конце концов титаны Чинквеченто так поработали, что Италия кормится их трудами до сего времени. Если Мединский хочет подобного применения для русских титанов Отточенто — почему бы и нет? Тут даже изрядная попса может стать хорошим источником дохода — замки Людвига II Виттельбаха очень даже кормят баварскую казну.
Правда, есть одна деталь, о которой надо помнить, даже когда “Остапа несло”. “Сегодня в мире – взрывной рост путешествий. На туризм приходится 30% экспорта товаров и услуг в мировой экономике. Причём при нулевых транспортных расходах: товар и услуга производятся на месте, а покупатель сам приезжает, да ещё и с удовольствием и специально накопленными деньгами. Сегодня этот экспорт приносит 165 трлн долларов. И, по оценкам ЮНВТО, это не предел: сейчас в мире ежегодно совершается более миллиарда путешествий, а к 2030 году эта цифра возрастёт до 1,8 млрд. Будет неправильно, если они не свернут к нам”, — говорил В. Р. Мединский.
Все так. Если к 2030 г. не случится чего-то совсем плохого, то может быть, оценки Всемирной туристической организации ООН и будут верными. Но нужно понимать, сколь сильно туризм зависит от внешнего мира. Бизнес хороший и прибыльный (не будем уже говорить о том, какие усилия нужны, чтобы пробиться в список популярных туристических мест — допустим, что эти усилия увенчаются успехом), но не слишком верный. Не только Египет, Тунис, Турция показали, сколь зависят они от мировой волатильности. Даже и более развитая Италия показала в XX веке, что когда в мире царит мир, сыны Авзонии счастливой благоденствуют при любом режиме. И при вороватой демократии, и при фашизме деньги в страну — и немалые — туризм приносит. Но в дни войны, когда всем не до туризма, итальянцы начинают бедствовать пещерно. Впрочем, с замирением опять начинается благоденствие. Снова железные легионы американских старух медной поступью шествуют по итальянским городам и снова все довольны — до нового мирового кризиса.
Впрочем, Audaces fortuna juvat, “Счастье сопутствует смелым”. Фраза может быть использована для татуировки, а также в качестве девиза для министерства культуры.