России нужна миссия, а не мистика
Подход к геополитике с иррациональной точки зрения, с апокалиптических позиций представляется сопоставимым с ситуацией в России начала XX века, когда высшая часть элиты находилась в плену у мистических идей, принимала запоздалые, алогичные решения, была полностью оторвана от действительности. За что и поплатилась: и страной, и собственными жизнями.
Судьба Турции «предрешена» многочисленными радетелями иррационалистических и религиозно-мистических подходов к геополитике. Если обобщить все установки и идеи, то будущее этой страны плачевно. Она будет втянута в цепь региональных конфликтов, разгорится гражданская война, произойдет иностранная интервенция, до трети жителей станут беженцами, значительная часть погибнет. Страна будет поделена, а Царьград отойдет «правильным» людям.
Опасная дань
Безусловно, есть объективные и субъективные предпосылки кризиса и упадка нашего южного причерноморского соседа. Во-первых, это беженцы, на содержание которых Турция получает своеобразную дань от Европы. Критическое увеличение их количества создаст огромные нагрузки на инфраструктуру и бюджет, даже если не принимать во внимание факты, когда под видом беженцев в страну проникают радикалы-экстремисты. К тому же эта дань – своеобразный наркотик, резкое прекращение снабжения им существенно обострит ситуацию.
“Во-вторых, это разрыв экономических связей, сокращение туристической и обрабатывающей отраслей. Причем не только из-за российских санкций. Они играют не первую роль, но могут стать последней соломинкой, сломившей спину верблюда.
В-третьих, рост безработицы, снижение инвестиционной привлекательности на фоне экономического спада и политической нестабильности. Внутренние проблемы страны, начиная с пресловутой «ловушки средних доходов», начали обостряться задолго до конфликта с Россией. Доверие иностранных инвесторов подрывает процентная политика турецкого ЦБ, а также переход к президентской форме правления.
В-четвертых, национальный и в первую очередь курдский фактор. Этот этнос проходит стадию формирования государственности, претендует на значительную часть турецких земель. Экономический кризис или геополитическое поражение может подтолкнуть страну к распаду.
К числу субъективных причин нужно отнести волюнтаристскую, реваншистскую с признаками национализма политику правительства и Эрдогана. Последний все больше производит впечатление «горячего парня», готового к обострению конфликта из-за боязни потерять лицо. Логика Эрдогана напоминает об уличных гопниках образца 90-х. Сначала к жертве засылается самый маленький и щуплый член банды, задача которого спровоцировать ответные действия. А потом вся гоп-компания «наводит справедливость», выбивая из человека ценные вещи, деньги, а то и жизнь.
Пока турецкий лидер чувствует за собой поддержку Европы, обложенной данью и пребывающей в страхе от беженцев и терактов, пока его генералы спокойно входят в кабинеты НАТО, он считает себя надежно защищенным. А значит, готовым не только диктовать свою волю, устраивать мелкие провокации и нагнетать истерию, но и решиться на вторжение в Сирию под предлогом создания «зоны безопасности», перекрытие проливов и удары по российскому контингенту.
Субъективный фактор, растущие аппетиты, невозможность остановиться или признать свою неправоту будут подталкивать Эрдогана к осложнению ситуации, вовлечению в противостояние новых сил. Он во многом заложник изначальной позиции, с которой отступить не может, поскольку это конец его политической карьере и предъявление обвинений в сотрудничестве с запрещенным в России ИГ. Пока они не могут быть положены в основу давления на Турцию. Но Эрдоган проигравший – хорошая мишень для судебного преследования. И тут уж Европа припомнит ему связи с исламистами.
Россия не имеет права уподобляться своему причерноморскому соседу в его иррациональной и безответственной политике, построенной на идеологии, обращенной в прошлое. Турецкая агитационная машина только и ждет, чтобы мобилизовать население в поддержку военно-политического режима Эрдогана, окончательно подавить свободу журналистики, уничтожить любую вменяемую оппозицию, получить искомый образ панславистского агрессора, как нас уже определяют, например, в турецкой Yenicag («Агах Октай Гюнер» – «Куда идет Россия?»).
Наша страна должна оставаться другом для народов Турции. Вне зависимости от тамошнего режима. Это единственная конструктивная позиция.
Пророки и чемоданы
Наличие идеологии, миссии, идеи, которая предъявляется остальному миру в качестве обоснований права на власть, – жизненная необходимость для государства.
Только в последнее время российское политическое сообщество, бывшее в многолетнем плену прикладных манипуляторных технологий, начало осознавать, что «иллюзорная реальность» в состоянии работать лишь ограниченное время. Даже лучшие практики управления общественным мнением пасуют при решении масштабных исторических вызовов. Идеология оказывается нужной.
Но вместо разработок в этом направлении мы достаем из сундуков пропитанные нафталином идеи образца XVII, в лучшем случае конца XIX века. Взять тот же Царьград, который должен принадлежать «известно кому», чем уже пытались завести солдатские массы в 1914–1915 годах.
Такой «мистический» подход – потенциальная основа глобального конфликта и внутренней гражданской войны уже в России, причем без мыслей о взятии Константинополя и проливов. Авторов, призывающих к подобному рукотворному апокалипсису, сегодня хватает. «В стародавние времена ни один уважающий себя полководец не смел шагу ступить, прежде чем окружавшие его прорицатели, гадатели или маги не обещали благосклонность небес», – проповедует Роман Илющенко («Эрдоган не Тамерлан. Старцы предсказали распад Турции»). Но это не означает, что в наше время при выработке геополитических стратегий мы должны руководствоваться астрологическими прогнозами.
Наверняка Тамерлан был ведом не только снами. Существует вполне историческая версия, что именно во время стоянки под Ельцом он осознанно принял решение не идти войной на Русь с ее разоренным предыдущими набегами ордынцев населением, да и мирные отношения с потенциальными противниками Орды более соответствовали его стратегической цели. Враг твоего врага может стать другом. В свою очередь уже осенью 1395 года московские войска овладели многими городами Поволжья, воспользовавшись поражением Орды от Тамерлана.
Не менее опасным нужно считать и ожидание «конца времен», Армагеддона. Очевидно, что почти все современные эсхатологические и имеющие иррационально-метафизическую основу идеи перекликаются с положениями и установками запрещенного в России ИГ, а это «дефицит справедливости» и ожидание Судного дня.
Нет разницы, чьим авторитетом прикрывается страждущая апокалипсиса когорта авторов – Космы Этолийского, Паисия Святогорца, Арсения Каппадокийскиого или не признаваемой Православной церковью Ванги. Ответить можно только фразой: «О дне же том или часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» («Евангелие от Марка».13:32).
Что до Константинополя, нужно «сбавить важность» проблемы, и тогда желаемое будет достигнуто не такой тяжкой и кровавой ценой. Напомним, именно лозунги в отношении Константинополя и проливов служили одним из моральных обоснований участия России в Первой мировой войне, в которую она вступила неподготовленной. Итоги мы помним.
Наша политическая система в настоящее время находится перед стадиальным вызовом, определяющим не только направления и ориентиры развития, но и сам факт ее существования.
С одной стороны, есть объективные социально-экономические затруднения, вызванные внутренними причинами и неэффективностью управления, ущербными и провальными решениями. С другой – откровенное и неприкрытое внешнее давление, санкции, обострение геополитической конкуренции. Но это отнюдь не повод паковать чемоданы, рыть бункеры, покупать ящиками тушенку. Или с горячей головой бросаться в омут эсхатологических, революционных страстей.
Апокалипсиса, Судного дня или «конца времен» не будет, как не случалось в предшествовавшие эпохи. Цепь катаклизмов, социальных и военно-политических конфликтов приведет к трансформации уклада большинства государств, к насильственному, к сожалению, разрешению противоречий с последующим осознанием необходимости договариваться и формулировать правила совместного пребывания на планете Земля.
Попытки примитивизации международных отношений, сведения их к теориям заговора, к делению сторон на черных и белых, с навешиванием ярлыков и религиозно-мистическим обоснованием позиции России – это «туннельное» видение проблем, потеря инициативы. А в результате неизбежного при таком отношении к геополитике поражения мы получим когорту посыпающих головы пеплом «пророков», увещающих в том, что нас Господь наказал за грехи.
Лучше руководствоваться известной заповедью: «Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» («Деяния Апостолов», 1:7). И предоставить церковнослужителям спасать души, историкам копаться в прошлом, а политикам и военным отстаивать их интересы у кесаря.