Путин дистанцировался от антикризисного плана правительства, вселяющего печаль
Итоговый вариант похудел еще на 195 млрд. рублей
Владимир Путин дистанцировался от антикризисного плана правительства. На совещании с членами кабмина о подписанном накануне документе не было сказано ни слова, что в принципе не удивительно. По сравнению с февралем план похудел еще на 22%, многие меры соцподдержки исчезли из итогового варианта. Хотя чиновники обещали, что план нацелен не столько на экстренную поддержку, сколько на коренную перестройку экономики, особых новаторских мер, ведущих к структурным преобразованиям, в нем нет.
фото: Алексей Меринов
А некоторые пункты – например, о совершенствовании дошкольного образования – явно были добавлены в перечень для количества и выглядят по меньшей мере абсурдно.
Подписанный Дмитрием Медведевым план поддержки российской экономики оказался еще скромнее, чем вариант, представленный две недели назад на рассмотрение кабмина.
Тогда, по словам главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева, на антикризисные меры быстрого реагирования планировалось направить 880 млрд руб, из которых более половины уже были предусмотрены в бюджете.
Вечный оппонент Улюкаева – министр финансов Антон Силуанов – на заседании правительства тактично промолчал. Однако спустя пару дней без обиняков заявил: на выполнение всех пунктов плана не хватает более половины средств – 130 млрд руб из анонсированных 250 млрд. Их Министерство финансов планировало попросить у Владимира Путина, имеющего президентский резервный фонд, куда, в частности, были направлены 342 млрд руб замороженных пенсионных накоплений.
Но глава государства, по всей видимости, отнесся к идее без энтузиазма. Агентство Блумберг со ссылкой на собственные источники, сообщило, что ВВП вообще крайне настороженно относится к предложениям по расходованию резервов, будь то ФНБ, ЗВР или другие средства, отложенные на “черный день”.
Так или иначе, но итоговая версия антикризисного плана “стоит” уже 685 млрд руб, из которых 465 млрд зафиксированы в бюджете, 39,8 млрд планируется взять из ФНБ целенаправленно на производство локомотивов, 158 млрд – дополнительные источники (по всей видимости, бюджетные остатки прошлого года и отчисления госкомпаний). Остальное – средства министерств и ведомств (например, 5 млрд будут выделены на поддержку отечественных программистов за счет платежей, администрируемых Минсвязи).
Приоритеты антикризисного финансирования не изменились – основные средства будут направлены на поддержку отраслей, которые без дополнительных вливаний могу спровоцировать массовую безработицу и расшатать ситуацию перед парламентскими выборами.
Так, автопром получит в общей сложности 137,5 млрд руб (88,5 за счет бюджета и 49 из дополнительных источников): в плане написано, что эти средства позволят сохранить рабочие места и выпустить 600 тыс автомобилей плюсом к тем объемам, что были предусмотрены ранее.
1,4 млрд вольют в легкую промышленность (для стабилизации ситуации на ключевых предприятиях), по 10 млрд дадут на производство вагонов (цель – увеличить экспорт, пока на отечественную продукцию из-за слабого рубля есть спрос) и на производство сельхозтехники.
16,5 млрд через механизм льготной ипотеки будут направлены на поддержку банков и строительства: чиновники рассчитывают, что россияне, воспользовавшись продолжением популярной программы, возьмут кредитов на 1 трлн руб.
Как и обещал Дмитрий Медведев, 25 млрд руб заложены на строительство общеобразовательных школ.
Один пункт антикризисного плана явно имеет отношение к гособоронзаказу: 7,4 млрд руб будут перечислены центру Хруничева.
Из окончательной версии исчезли расходы на докапитализацию ВЭБа, обеспечение лекарствами больных ВИЧ и сложными заболеваниями (в том числе гемофилией), отсутствует взнос в государственную лизинговую компанию и гарантии под проектное финансирование.
По-прежнему “за бортом” остаются выплаты из маткапитала нуждающимся семьям и повторная индексация пенсий. Не исключено, что принятие решений по этим пунктам “зарезервировано” под активную фазу избирательной кампании “Единой России”. (В крайней ситуации в ход пойдут резервные фонды).
Под вопросом остается поддержка производителей дешевых лекарств стоимостью до 50 руб. В среду Минпромторг предложил правительству вообще отказаться от регулирования цен в этом сегменте, поскольку субсидии в любом случае не решат проблемы.
Самой важной в правительстве называют вторую часть антикризисного плана, где, по словам чиновников, содержатся меры “для структурной перестройки модели экономического развития”. Однако изучение таблицы не внушает особо оптимизма.
На всех встречах с представителями госструктур бизнес ставит по сути два вопроса – сократить нагрузку и обеспечить условия для получения длинных и дешевых денег. Без этих двух составляющих, справедливо отмечают предприниматели, перевести экономику на несырьевые рельсы будет крайне затруднительно. И что же?
Меры по налоговому стимулированию инвестиционной активности в плане отсутствуют как таковые. А, например, просьба предпринимателей составить единый реестр неналоговых платежей и хотя бы на период кризиса не увеличивать их количество – отнесена на IV квартал 2016 года.
Целый год чиновники будут думать и над созданием стимулов для модернизации промышленных предприятий, а также над формированием правовой основы деятельности технопарков. Часть мер административного и регулятивного характера явно разрабатывались сами по себе и были внесены в план для пущей солидности. Есть и совершенно абсурдные пункты – например, о совершенствовании дошкольного образования (переводе детсадов на федеральный стандарт). Конечно, трехлетним карапузам когда-нибудь тоже придется задуматься о структурных преобразованиях российской экономики, но пока у них явно другие интересы.
На совещании с членами кабмина у Владимира Путина об антикризисном плане не было сказано ни слова, что, по всей видимости, означает – президент решил по максимуму дистанцироваться от происходящего.
Социологические опросы свидетельствуют, что пока население воспринимает главу государства отдельно от проблем в экономике, и Кремлю важно сохранить это статус кво.
В среду на совещании обсуждали помощь семьям погибших шахтеров, строительство новых аэропортов, планы по развитию внутреннего туризма и подготовку к Чемпионату мира по футболу, а также поздравляли с 60-летием вице-премьера Юрия Трутнева.
По сложившейся традиции президент подарил ему книгу – самиздат Владимира Высоцкого, чьи стихи, по мнению ВВП, наилучшим образом характеризуют поведение Трутнева на форуме в Давосе: “Обнажил я бицепс ненароком, даже снял для верности пиджак, и мгновенно в зале стало тихо, он заметил, как я привстаю”.