Американцы в решающий момент могут блокировать российские резервы
Госдепартамент США убеждает бизнес по всему миру не вести дела с Россией «в обычном режиме». Об этом сообщает РИА «Новости» со ссылкой на ответ представителя американского внешнеполитического ведомства.
«Возвращение к обычному ведению дел с Россией несет риски, как экономические, так и репутационные», — заявил представитель Госдепа. По его словам, это является частью общей стратегии, включающей «санкции, ограничительные меры и сокращение дипломатического общения».
Напомним: 25 февраля газета The Wall Street Journal сообщила, что власти Соединенных Штатов предостерегли крупнейшие банки от участия в размещении российских суверенных облигаций. По данным издания, в Госдепартаменте сообщили, что «частные компании в США, ЕС и во всем мире должны понимать, что Россия будет оставаться рынком с высокой степенью риска» до стабилизации ситуации на Украине.
Россия, по информации газеты, пригласила участвовать в размещении своих облигаций европейские и китайские банки, а также ряд финансовых учреждений США, в том числе Bank of America, Citigroup, Goldman Sachs, JP Morgan Chase и Morgan Stanley. И тут же, как мы видим, напоролась на административное противодействие со стороны Вашингтона.
Американские власти, конечно, молодцы. Они убеждают весь мир не иметь дела с Россией, но сами — когда им по-настоящему нужно — очень даже имеют. Наглядный тому пример — история с закупкой российских ракетных двигателей РД-180.
Несмотря на санкции в отношении РФ, якобы принципиальнейшую позицию США по Украине, и громкие вопли главы комитета по делам вооруженных сил в Конгрессе США Джона Маккейна, который в 2014 году добился запрета закупок РД-180, Вашингтон сумел переиграть ситуацию. А к негодующим конгрессменам вышел замминистра обороны США Фрэнк Кендалл, курирующий сферу военных закупок и технологий, и хладнокровно заявил, что «в данный момент, насколько можно сказать, американские санкции в отношении России не запрещают покупку РД-180».
Получается, американцам плевать на принципы, если речь идет об их военных спутниках, которые как раз и выводят на орбиту русские РД-180. А вот когда Россия пытается создать политическую и экономическую конкуренцию, в Вашингтоне сразу о принципах вспоминают.
Сейчас, например, мы начинаем теснить американцев и канадцев на мировом рынке зерна. По данным The Wall Street Journal, в 2016 году Россия готова экспортировать 23,5 млн. тонн пшеницы, в то время как объем экспорта США и Канады составит, соответственно, 21,9 и 20,5 млн. тонн. Видимо, в следующий раз из Белого дома начнут обзванивать уже мировых зерновых трейдеров, и тоже советовать им не иметь дела с Россией.
Что на деле стоит за действиями Вашингтона, могут ли «частные компании в США, ЕС и во всем мире» проигнорировать его рекомендации?
— Администрация США действует вполне логично, — отмечает директор Института политических исследований Сергей Марков. — Причем, в этой логике ключевую роль играет не экономика, а политика. Американцы, действительно, устраняют Россию с конкурентных рынков, но не как экономического, а прежде всего как военно-политического соперника. И главная цель Вашингтона в этой игре — устранить способность России иметь независимый ядерный потенциал под руководством независимого от США правительства.
Если американцы этого достигнут, то смогут оказывать давление на РФ и другие страны неизмеримо более эффективно — причем, по широчайшему ряду проблем, в том числе, экономических.
В этой цели Вашингтона есть важный стратегический блок: устранение независимости российского правительства. С точки зрения Америки, нынешнее российское руководство поощряет и другие страны к проявлению независимости по отношению к США, и в этом смысле представляет безусловную угрозу для Вашингтона.
Над этим блоком сейчас и работает Белый дом, пытаясь затруднить Москве размещение суверенных облигаций, и таким способом сократить ее внешние заимствования.
Расчет делает на то, что эти финансовые меры ударят по российскому среднему классу, и он выйдет на условную Болотную площадь для совершения переворота по киевской модели. Кроме того, эти меры позволяют прищемить российских олигархов, и подтолкнуть их к организации «дворцового переворота» против Владимира Путина. Причем, эту стратегию американские власти не скрывают, разве что Барак Обама в Конгрессе о ней не рассуждает.
«СП»: — Почему в случае с РД-180 Вашингтон закрыл глаза на свои принципы?
— Решение по ракетным двигателям, на мой взгляд, не противоречит логике американских властей. Да, им нужны российские двигатели для реализации собственной военной программы — и они их закупают. Но надо понимать: продажи РД-180 большого значения, с точки зрения наполнения российского бюджета, не имеют. Да и с точки зрения стратегических перспектив американцам сейчас гробить российское ракетное производство не с руки.
По логике Вашингтона, после смещения Путина американцы все равно возьмут эту сферу под свой контроль, и комплекс по производству РД-180 станет частью какой-нибудь американской корпорации. Зачем же уничтожать его сейчас?
С другой стороны, если мы начнем занимать значительные доли в каких-то секторах мирового рынка — например, рынка зерновых, — США, надо думать, примут конкретные меры, чтобы нас оттуда вытеснить.
Другими словами, идет большая игра, и в ней нет смысла мелочиться, соблюдая букву закона в каждом отдельном случае.
«СП»: — Будут ли банки и частные бизнесы Китая, ЕС и самих США прислушиваться к рекомендациям Госдепа?
— На мой взгляд, будут — и прислушиваются. Мы, например, уже сегодня имеем серьезные проблемы с кредитованием не только в США, но и в других странах — именно из-за давления американцев. Янки, совместно с британцами и отчасти с Евросоюзом, безусловно, доминируют в мировой финансовой сфере. Власти США располагают широким набором инструментов, с помощью которых они могут создать проблемы для любого крупного международного банка или корпорации, которые откажутся прислушиваться к их позиции.
Здесь всплывает и другой важный момент, который характеризует ситуацию не в нашу пользу. С одной стороны, американские частные банки не хотят покупать российские облигации, с другой — российский Минфин в этих условиях продолжает наращивать покупку американских казначейских облигаций. Это значит, что Вашингтон может даже частных игроков подчинить национальным интересам, а в России, такое ощущение, национальным интересам не подчинено само Министерство финансов.
Сегодня многие говорят, что американцы в решающий момент могут — по политическим причинам — блокировать российские резервы, размещенные в ценных бумагах США. На мой взгляд, это очень похоже на правду. Собственно, своими рекомендациями Госдепартамент США косвенно посылает сигнал российскому правительству о том, что Минфин РФ ведет очень рискованную игру.
«СП»: — Есть ли выход из этого положения?
— Выход прост — учиться на примере властей США, которые с помощью программ количественного смягчения добились роста экономики. Другими словами, нам нужно не занимать на Западе, а печатать деньги в собственной стране, и пускать их в экономику.
Кроме того, необходимо принять политическое решение о «национализации» Минфина. Это поможет вывести экономический блок правительства из-под влияния международных финансово-политических кругов, которые участвуют в гибридной войне против России.
— Заявления Госдепа порождают закономерный вопрос: почему американские власти ограничились рекомендациями банкам по поводу ограничения деловых связей с Россией, а не оформили запрет соответствующими санкциями, что было бы куда более серьезным шагом? — отмечает председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова, профессор кафедры международных финансов МГИМО (У) Валентин Катасонов. — Думаю, Вашингтон не делает это только потому, что боится «эффекта бумеранга».
Надо сказать, Москва крайне редко прибегала к такому инструменту, как заимствования с помощью размещения казначейских бумаг за пределами РФ. И если сейчас запретить ей такие заимствования санкциями, неизбежно возникнет вопрос: что в такой ситуации делать России, которая накопила на десятки миллиардов долларов американских казначейских бумаг?
Зеркальной реакцией Москвы в такой ситуации могла быть распродажа этих бумаг — а это достаточно серьезный удар по американским долговым инструментам. Да, продать их было бы непросто, но деваться нам было бы некуда.
Именно поэтому, я считаю, запрет на сотрудничество с Россией делается на уровне простых рекомендаций. И я далеко не уверен, что и сами американские банки, и тем более банки других стран, станут этим рекомендациям следовать.
Здесь, впрочем, возникает другой закономерный вопрос: для чего российский Минфин собрался размещать российские бумаги не напрямую, а обратился за помощью к крупнейшим американским банкам? Неужели Минфин не понимал, какая реакция американских властей на это последует?
Если у нас действительно имеется острая потребность во внешних заимствованиях, можно было обратиться к китайским или индийским банкам. А еще лучше — вообще отказаться от внешних заимствований, и разместить казначейские бумаги на внутреннем рынке.
Здесь уместно обратиться к опыту Японии. Ее суверенный долг — один из крупнейших в мире, он составляет более 200% ВВП. Но, что характерно, большая часть этого колоссального долга образовалась от размещения государственных ценных бумаг на внутреннем рынке страны.
Мы могли бы пойти тем же путем – занять несколько миллиардов долларов на внутреннем рынке, вместо того, чтобы дергать тигра — я имею в виду США — за усы…