По информации источников на рынке, у белорусского нефтетрейдера с декабря прошлого года обострились отношения с украинской таможней, и они могут иметь под собой коррупционную почву.
Как уже сообщал «Ежедневник», в январе текущего года «БНК-Украина», которая была в 2015 году крупнейшим поставщиком авиатоплива на украинский рынок, полностью свернула его отгрузку. Место белорусов сразу же заняли владельцы ресурса из ЕС – из Греции, Болгарии, Румынии и Литвы.
Но, как выяснил OilNews, это вынужденное решение одного из крупнейших импортеров топлива в Украину. И, возможно, оно вызвано давней проблемой местных органов власти – их высоким уровнем коррумпированности.
Белорусские производители и экспортеры нефтепродуктов с декабря 2015 г. не осуществляет отгрузку авиатоплива в Украину из-за действий украинских таможенников в отношении поставок компании «БНК-Украина». Запрет на поставки РТ в Украину будет действовать до разрешения конфликта в суде. Об этом OilNews рассказали импортеры авиатоплива.
Поводом для остановки поставок реактивного топлива стали судебные решения, направленные на удовлетворение требований ГФС по начислению повышенного акциза путем переведения продукта из категории «топливо для реактивных двигателей» в группу «бензины специальные» в подгруппе «легкие дистилляты». Таким образом, импортера вынуждают платить акциз не 23 евро за тонну, а 202 евро за тонну (ставки по состоянию на 2015 год). Это делает этот товар на рынке неконкурентоспособным.
«После того как судебные тяжбы затянулись белорусская сторона полностью остановила экспорт в Украину до разрешения конфликта», – пояснил собеседник.
Согласно ряду решений житомирских судов, размещенных в едином госреестре, в феврале 2015 года «БНК-Украина» выполняла поставку РТ производства «Нафтана». Из очередной партии авиатоплива, поставленной по долгосрочному контракту, была отобрана проба и специализированная лаборатория ГФС заключила, что 90% продукта перегоняется при температуре 209 градусов при норме для легких дистиллятов в 210 градусов.
Одновременно контрольная проба была признана лабораторией «МАСМА» соответствующей паспорту качества. К аналогичному выводу пришел и Львовский научно-исследовательский институт судебных экспертиз. Это позволило суду первой инстанции признать правомерность требований нефтетрейдера. Однако Житомирский апелляционный суд своим решением от 1 февраля 2016 года отверг выводы «МАСМА» и судебной экспертизы и вновь признал несоответствие продукции. Таким образом, возвращение авиатоплива из Беларуси на украинский рынок отсрочено на неопределенный период. Теперь «БНК-Украина» будет обжаловать решение в Высшем адмиинсуде.
Отметим, что главный критерий различия понятий «легкие дистилляты» и «средние дистилляты» – процент содержания объема продукта, который перегоняется при температуре 210°C. Если при температуре 210° C перегоняется 90% нефтепродукта и более, то это «легкие дистилляты», если же при этой температуре перегоняется менее 90% нефтепродуктов, то это «средние дистилляты».
Первые манипуляции лабораторий налоговых служб в сфере исследований качества реактивного топлива начались в 2011 году во времена руководства таможенной службой Игорем Калетником и сразу обозначили цель данных нововведений – вымогательство взяток с целью растаможки авиатоплива по пониженной ставке акциза. По словам поставщиков, негласный тариф составляет 8-10 евро с тонны ввозимого объема. Кроме того, данный товар переквалифицировался в уайт-спирит, что впоследствии создавало проблемы с его дальнейшей реализацией потребителям авиатоплива.
В сентябре 2015 года подобные проблемы возникли у поставщиков авиатоплива разного производства. Так, независимая экспертиза топлива марки Jet A-1 из Болгарии, произведенного международным сюрвейером SGS, показала содержание ароматических углеводородов в объеме 11-12%. В то же время лаборатория ГФС выявила 34% (норма 20%).
В 2015 году половина рынка авиакеросина наполнялась по импорту (всего 113 тыс. тонн). На белорусский продукт пришлось 96,2 тыс. тонн (85%). В связи с прекращением белорусского импорта рынок переориентировался на более затратные морские поставки. Отметим, что за счет импорта на данный момент обеспечиваются и потребности Вооруженных сил Украины.