Право “вето” как загнивший аппендикс

Право “вето” как загнивший аппендикс

Совет чьей безопасности контролирует ООН?

 Право “вето” как загнивший аппендикс

Как известно, в ООН входит около 300 государств, включая такие микроскопические и экзотические, как Науру или Вануату. Возглавляет эту всемирную организацию, являющуюся прообразом мирового правительства, Генеральная Ассамблея и имеющий в основном представительские функции Генеральный секретарь, а в периоды между её, Ассамблеи, сессиями, всеми делами планеты Земля заправляет Совет безопасности, состоящий из 15 членов, из которых 5 – постоянные.
ООН была учреждена в 1945 году по итогам 2МВ для замены Лиги наций, фактически непризнанной США и исключённым из неё СССР. США так и не ратифицировали вступление в ЛН, а СССР, вступив в 1934, был с позором исключён из неё в 1939 за агрессию против Финляндии.
За истёкшие с 1945 годы ООН стала признанным коллективным международным инструментом для разрешения споров, конфликтов и выработки общих подходов к сложным проблемам.

Однако постепенно, как в любых долгоиграющих структурах, в ООН накопились проблемы и противоречия, снижающие эффективность её работы. В частности, это касается Совета безопасности. Постоянные члены СБ – США, Англия, Франция, Китай и Россия имеют право вето и поэтому фактически бесконтрольно владеют ООН.
В 1945-ом эти страны были главными победителями во 2МВ и их доминирование выглядело логично и даже пошло на пользу, обеспечив суд над главными военными преступниками Германии и Японии, развязавшими 2МВ.
Однако в настоящее время принцип вечного постоянного членства 5-ти государств из более чем 200 весьма мешает демократичности работы ООН, а сами постоянные члены, ввиду изменения баланса сил в мире, уже не отражают реальной картины взаимоотношений между странами мира.

Новые сильные игроки, например, Индия, Германия, Япония, Индонезия, Бразилия, Малайзия вполне обоснованно претендуют на лидерство в мире и, соответственно, в ООН.
Что касается России, то её роль в мировой экономике едва позволяет оставаться в G-20, не говоря уже о полном несоответствии критериям членства в G-8, что и привело её к исключению за Крым и Донбасс…
Да и юридически есть много вопросов. В частности то, что свою государственность Россия учредила в 1991 году с чистого листа, не сохранив преемственности от РСФСР, как соучредителя СССР в 1922 г., попросту говорит о том, что её преемственность от СССР и РСФСР является недоказуемой. Она даже, в отличие от Украины и Беларуси, не является учредительницей ООН. Так что если бы не ядерная дубина, нам пришлось бы удерживать это тёплое место нелегко.

Непростая история получилась и с КНР. Учредителем ООН в 1945 году был гоминдановский Китай, он и занял, как один из победителей во 2МВ, законно место в СБ ООН. Но затем правительство гоминдановского Китая проиграло Мао Цзе-дуну, вынужденно бежало на Формозу (Тайвань), а место в СБ вытребовало себе правительство КНР…

Так что для оздоровления неэтичной обстановки вокруг СБ требуется реформа СБ ООН. Или институт постоянного членства должен быть вообще отменён, или в постоянные члены СБ должны быть дополнительно введены реальные лидеры промышленного и социального развития, а это вышеназванные Германия, Япония, Индонезия, Бразилия, Индия, Малазия, а также ещё с десяток стран, наступающих им на пятки…
Да и само право вето как-то не смотрится в современном высокотолерантном мире, где уже давно не котируется наглый диктат в любых формах…
Предпочтительнее отказаться от права вето постоянных членов СБ ООН, заменив его для ответственных случаев мировой жизни квалифицированным большинством этих постоянных членов…

 

Источник

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий