Цели, которые ставит перед собой Ангела Меркель на предстоящих переговорах лидеров ЕС по проблеме беженцев, многие в Берлине считают “невыполнимой миссией”. DW – о возможных последствиях.
Политический Берлин еще ни разу не ожидал саммита ЕС с такой тревогой, как накануне предстоящей 18-19 февраля в Брюсселе встречи лидеров стран – членов Европейского Союза. Одни говорят о самых судьбоносных днях для Германии за все время после объединения, другие – даже с момента окончания Второй мировой войны.
И еще никогда позиции немецкого канцлера в кругу глав государств и правительств стран ЕС не были столь шаткими. У Ангелы Меркель (Angela Merkel) остается все меньше коллег, разделяющих ее подход к преодолению острого миграционного кризиса ЕС и готовых поддержать усилия Берлина по решению проблемы беженцев путем их справедливого распределения в странах Европейского Союза. Растет число оппонентов Меркель и внутри страны.
Меркель – одна в Европе?
Раскол ЕС фактически уже состоялся. В начале этой недели – вопреки демаршу Берлина – страны Вышеградской четверки (Венгрия, Польша, Чехия и Словакия) в принципе договорились о том, чтобы опустить перед беженцами железный занавес на границах Македонии и Болгарии с Грецией и перекрыть тем самым так называемый “балканский маршрут”. Более чем из миллиона беженцев, оказавшихся в прошлом году в странах ЕС, свыше 600 тысяч прибыли по этому маршруту – из Турции в Грецию и далее через Македонию и Сербию в направлении Австрии и Германии.
Восточноевропейские страны и раньше крайне скептически относились к планам немецкого канцлера. Но теперь и австрийский канцлер, считавшийся верным союзником Меркель, намерен ужесточить контроль на границах альпийской республики со Словенией, а также с Италией на перевале Бреннер – одной из важнейших транспортных артерий с юга Европы на ее север. А в эту среду Вена объявила, что будет принимать в день не более 80 заявлений с просьбой о предоставлении убежища.
Уже с начала года контроль на своих границах ввела Швеция, которая наряду с Австрией и Германией в прошлом году принимала львиную долю беженцев. Франция – традиционный союзник и партнер ФРГ – устами своего премьер-министра также заявила, что не готова предоставить убежище более чем тем 30 тысячам беженцев, о которых была достигнута договоренность еще в прошлом году.
В ведомстве федерального канцлера понимают, что на предстоящих в четверг и пятницу переговорах будет невозможно найти решение, устраивающее все 28 стран ЕС, и делают ставку на так называемую “коалицию единомышленников”. Перед началом саммита – в австрийском посольстве в Брюсселе -планировалась встреча лидеров Германии, Австрии, стран Бенилюкса, Финляндии, Греции, Португалии и Швеции с премьер-министром Турции. Однако после теракта в Анкаре Ахмет Давутоглу отменил свой визит на саммит.
План канцлера
Выступая в среду, 17 февраля, с правительственным заявлением в бундестаге, Ангела Меркель специально подчеркнула, что на переговорах в Брюсселе речь о контингентах вообще идти не будет. Речь пойдет о том, заявила она, имеет ли смысл и дальше идти по тому пути решения проблемы беженцев, который ЕС и Турция наметили еще осенью прошлого года. Меркель считает, что да, имеет.
Главная цель канцлера – добиться согласия в том, чтобы решать проблему беженцев не пограничными шлагбаумами внутри Шенгенской зоны, а с помощью Турции, которой Берлин отводит ключевую роль, и за счет укрепления охраны внешних границ ЕС.
Все последние месяцы и недели Меркель уговаривает Анкару и Брюссель реализовать одобренный ранее совместный план, по которому Турция взяла бы на себя обязательство остановить трафик беженцев через свою территорию и принять обратно часть тех, которые уже находятся в ЕС.
В обмен Евросоюз, или “коалиция единомышленников”, оплачивает турецкие усилия по приему беженцев (3 миллиарда евро в год) и обязуется прямо из Турции вывозить к себе некоторое количество ищущих убежище. Конкретные цифры пока не называют, но говорят о 250-300 тысячах в год, то есть, по несколько сот в день.
Турция считает, что с учетом уже находящихся в стране трех миллионов беженцев 3 миллиардов евро мало и не очень верит в реальную готовность европейцев вывозить часть из них по воздушному мосту. Страны ЕС в свою очередь сомневаются в способности турецких властей пресечь поток беженцев через Эгейское море в Грецию.
Немецкие границы и Шенген
Поэтому большинство немецких наблюдателей считают, что существенного прогресса по решению проблемы беженцев не будет, и Меркель вернется из Брюсселя с пустыми руками. Что тогда? В таком случае, что называется, возможны варианты. По сведениям источников DW, в министерстве внутренних дел готовятся к тому, чтобы в ночь с пятницы на субботу фактически закрыть немецкие границы – для начала сроком на две недели.
Такую меру Меркель сможет оправдать тем, что она, мол, попыталась сделать все, что в ее силах, но теперь у нее другого выхода не осталось. Неизбежный в этом случае конец Шенгена имел бы катастрофические последствия для тесно переплетенных экономик европейских стран, многих фирм и их подрядчиков, пока имеющих возможность быстро доставлять через границы комплектующие прямо к главному конвейеру.
Реализация варианта Вышеградской четверки приведет к скоплению беженцев в Греции, которой сейчас не до них: Афины заняты предотвращением дефолта. Говорят в Берлине и о варианте созыва уже на будущей неделе еще одного саммита ЕС, если предстоящий в эти четверг и пятницу не даст никаких результатов.
Это что касается положения Германии и позиций ее канцлера на европейской арене. А во внутренней политике?
Брожение во фракции консерваторов
В отличие от всех прежних саммитов на тему беженцев, после этой встречи Ангела Меркель намерена, как она заявила, “подвести итоги”. Некоторые депутаты бундестага, с которыми в эти дни беседовал корреспондент DW, не исключают отставки канцлера. Меркель, указывают они, всегда говорила, что не допустит ситуации, когда ее, как в свое время Гельмута Коля (Helmut Kohl), просто прокатят на выборах, и во избежание такого сценария уйдет сама.
Внешне христианские демократы, за отдельными исключениями, демонстрируют поддержку своему лидеру – председателю ХДС и канцлеру. Но на самом деле в объединенной парламентской фракции консерваторов – брожение.
Высокопоставленные представители баварского ХСС настоятельно не рекомендуют коллегам из ХДС позиционировать себя стойким сторонником политики Меркель, которую считают “отработанным паром”, и с которой, по их словам, на выборах “теперь даже цветочного горшка не выиграешь”. А выборы в трех федеральных землях пройдут уже в середине марта. ХДС рискует понести на них существенные потери, ответственность за которые многие непременно возложат на канцлера.