Средняя зарплата топ-менеджера «Роснефти» составляет 28 миллионов рублей в месяц. Ранее госкорпорация опубликовала данные о заработках правления. Аналогичная информация поступила и из других крупных российских компаний.
Так, выросли заработки и топ-менеджеров «Газпрома» — на 6%. В среднем, по 13 с четвертью миллионов в месяц.
Основной владелец этих компаний — государство, оно и следит за расходами, напоминает BFM, и если акционер согласен повысить топам зарплаты, значит, по его разумению, они того заслужили. Но, возможно, в разгар кризиса стоит быть скромнее, считает руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев.
«Чем больше дешевеет нефть, тем сложнее жизнь руководства, тем больше компенсация затрат и расходов нервных клеток должна быть. Ну, а если серьезно, есть серьезная проблема, связанная с тем, что имиджевые потери никого не волнуют. То есть, видимо, отношение общества к данной теме не является критически важным для руководства „Роснефти“. Это очень жаль», — добавил эксперт.
Между тем, зарплаты руководителей российских госкомпаний часто сравнивают с заработками в западных компаниях. А также с жалованьем коллег из частных отечественных корпораций.
Так, в «Лукойле» сообщили, что вознаграждение членам правления в 2015-м снизилось на 7%. В среднем в месяц руководители этой компании получают около 8 миллионов рублей. А вот в «НОВАТЭКе», наоборот, зарплаты руководителей в прошлом году увеличились почти на 23%. Среднемесячные зарплаты правления там сравнимы с «Роснефтью» — около 20 миллионов рублей.
Как отмечается, до падения нацвалюты в западных нефтегазовых компаниях заработки руководителей были вполне сопоставимы. В российских корпорациях, к слову, работают много иностранцев. Им нужно платить много и желательно не в рублях.
«Они сравнивают „Роснефть“ с тем же самым ExxonMobil, ВР, Shell, „Лукойлом“ и т. д. Часто зарплаты привязываются к некому фиксированному курсу. Когда речь идет о топ-менеджменте, то чаще всего там есть индивидуальные условия вознаграждения, которые комфортны компании, которые более комфортны конкретному человеку», — пояснил начальник аналитического отдела компании «Универ Капитал» Дмитрий Александров.
BFM уточняет, что в западных компаниях зарплаты руководителей часто стимулируют опционами. Соответственно, при росте капитализации компании, растут и зарплаты членов правления. Самый понятный способ — расчет жалованья, исходя из прибыли.
«А у „Газпрома“ явно все будет хорошо. Во-первых, цены на газ, хоть и привязаны к нефтяным, но с временным лагом, голубое топливо дешевеет медленнее. Ну, а во-вторых — девальвация рубля. Заметим, что западные компании — ВР, Shell, Statoil — в прошлом и в этом году замораживали зарплаты, проводили сокращения персонала. В российских нефтегазовых госкорпорациях жалованье повышали и топ-менеджерам, и рядовым работникам», — говорится в материале агентства.
«Заработная плата рядовых специалистов, например, операторов по добыче, буровиков в целом составляет примерно 70-80 тысяч рублей в месяц. Если мы говорим про специалистов уровня руководителя направления, начальников отделов, департаментов, то здесь заработная плата может варьироваться в пределах от 150 до 250 тысяч рублей в месяц», — рассказала директор кадровой компании АНКОР Энерджи Ольга Саутолл.
К этому нужно добавить северные коэффициенты и премии — ко Дню нефтяника или газовика, добавляет BFM.
Между тем еще несколько лет назад иностранные хедхантеры рассказали, сколько получают в среднем в западных нефтегазовых компаниях. Лучше всего работники этой сферы живут в Австралии и Норвегии. В месяц они зарабатывают около $13-14 тысяч. Руководители крупных добывающих компаний получают где-то в 100 раз больше.
«И у тех, и у других очень хорошие заработки. Нормальный капитализм, его человеческая улыбка. Среднее жалованье в „Роснефти“ (делим зарплатные расходы компании на общее количество сотрудников) — 60 тысяч рублей в месяц. Топ-менеджеру, в среднем, платят в 466 раз больше», — отмечается в материале.