Министерство экономического развития сообщает о планах снизить пошлины на сельхозпродукцию, не производящуюся в России. Как заявил замминистра Алексей Лихачёв, пошлины будут снижены по просьбе Ирана.
Если верить словам Лихачёва, пошлины снизятся не только для Ирана, но и для других стран. В частности, правительством уже составлен проект, освобождающий от антитурецких санкций некоторые коммерческие контракты. Это произошло по заявкам нескольких сотен компаний, в числе которых «Сбербанк».
Несмотря на всю агрессивную риторику правительства в отношении Турции и резкое обострение отношений с Западом, экономические интересы всё равно стоят на первом месте. Санкции, введённые против Турции, задевают интересы слишком многих игроков на региональном рынке, и их отмена в отношении некоторых компаний лишний раз доказывает верность тезиса о подчинении политики экономике. Снижение пошлин тоже отлично укладывается в эту логику. В результате введения обоюдных санкций товарооборот России и ЕС уже упал вдвое: с 450 млрд евро до 235 млрд евро. Учитывая, что до сих пор продолжается уничтожение попавших в страну санкционных продуктов, неудивителен факт снижения пошлин с целью восполнить потери в импорте продовольствия. Вот почему так активно идут переговоры о поставках в Россию индийского мяса и цейлонских фруктов. Ведь несмотря на прирост отечественной сельхозпродукции, составивший в 2015 году около 8%, ее самая рентабельная часть направлена на экспорт. Министр сельского хозяйства Ткачёв даже высказал мнение, что в этом году Россия сможет вернуть себе позицию крупнейшего экспортёра пшеницы в мире.
Все это происходит на фоне почти двукратного падения продовольственного импорта, что неизбежно приведет к дальнейшему повышению цен на продукты. В таких условиях правительство просто вынуждено обходить им же установленные санкции – в противном случае социальный взрыв может произойти гораздо раньше. И именно поэтому не произойдёт ожидаемого сторонниками правительства подъема сельского хозяйства: дальнейшее расширение экспорта зерна и одновременное падение товарооборота с главным торговым партнером страны не слишком хорошо вяжутся друг с другом.