Россия и некоторые страны ОПЕК договорились, что не будут наращивать добычу от уровня, достигнутого на 11 января. О том, что может означать для рынка нефти и для России договоренность, достигнутая в Дохе, «Экономика сегодня» спросила Владимира Фейгина, президента Фонда «Институт энергетики и финансов».
«Масштаб последствий пока предсказать сложно, но цены пошли вверх на ожиданиях этого решения. Сегодня второй день наблюдается подъем цен. Это в значительной мере связано с тем, что ожидается взаимодействие стран-производителей.
Проблема может быть в том, что это решение необязательно будет выполняться. ОПЕК не раз нарушала свои договоренности. Сейчас речь идет о том, что выполнение договоренности будет мониториться. Но кто будет это мониторить и по какой методике?
Предстоит наладить некоторую совместную работу, которой раньше не было. Нам было бы лучше, если бы цена остановилась на уровне около 40 долларов за баррель. А будет ли 40, зависит от того, как цена вырулит в ближайшее время. Сейчас на нефтяном рынке происходит очень важный этап стабилизации.
Ряд стран — членов ОПЕК, инициаторов ценовой войны, не ожидали, что добыча будет устойчива в большинстве стран. И они не ожидали, что цены упадут так низко. А падение цен стало результатом работы финансовых игроков, которые увидели, что производители ни о чем не договариваются и не хотят договариваться. А ряд производителей и вообще говорят, что цены должны быть низкими. И они долгое время играли на понижение.
А это оказалось нетерпимо для производителей, потому что не только бюджеты стран несут убытки, но и сами компании оказались под угрозой. Ситуация стала нетерпимой, и они хотят из нее выйти, но при этом им важно сохранить лицо. И договоренность с Россией — это как раз такой способ сохранить лицо. Теперь они могут заявить, что они не заморозили добычу раньше еще и потому, что не удавалось договориться с Россией», — отмечает он.
К слову, Brent касалась отметки 35,51 на волне оптимизма по поводу состоявшихся переговоров между ОПЕК и Россией. Однако подъем происходит нелинейно. Уже к 14.00 МСК актив скатился к 34,00 долларам за баррель.
Как отмечает Алена Афанасьева, старший аналитик ГК Forex Club, не исключено, что в ближайшее время Brent попытается спуститься в район 33 долларов за баррель, однако ненадолго. Вполне вероятно, что трейдеры ожидали, что стороны договорятся о снижении добычи, однако этого не произошло.
Как отмечает Игорь Юшков, ведущий эксперт фонда Национальной энергетической безопасности, для России в этой ситуации никакое сокращение добычи не произойдет. «Сейчас добыча, фактически, находится на максимуме, потому что страны договорились о том, что ее надо заморозить на имеющемся уровне, а не сокращать. Тем не менее, проблема остается нерешенной, потому что переизбыток нефти никуда не денется», — прокомментировал он ФБА «Экономика сегодня».
По его мнению, эффект для рынка нефти будет, скорее, психологический, поскольку теперь трейдеры увидели, что страны-производители способны к какому-то конструктивному диалогу. А это значит, что, возможно, в дальнейшем будут и другие договоренности. На этом фоне цена нефти может подскочить, поскольку трейдеры поторопятся скупать дешевые фьючерсы.
«На встрече не присутствовал глава Роснефти Игорь Сечин, а договоренность у стран ОПЕК достигнута с Новаком, позиция которого далеко не всегда совпадает с позицией глав нефтяных компаний. Вопрос о заморозке добычи на имеющемся уровне еще предстоит решить. Конечно, Минэкономразвития в данной ситуации не может приказывать, но, с большой вероятностью, проблемы не возникнет, именно потому, что мощности загружены под завязку», — рассказывает Игорь Юшков.