)Елена Супонина
Выполнить мюнхенские договоренности невозможно без поддержки региональных государств, многие из которых относятся крайне негативно к правительству Сирии и поддерживающему его Ирану, считает Елена Супонина
.
© РИА Новости. Михаил Алаеддин
http://cdn14.img22.ria.ru/images/137338/82/1373388260.jpg” data-preview=”http://cdn11.img22.ria.ru/images/137338/82/1373388257.jpg” data-description=”Город Нубель на севере провинции Алеппо в Сирии. Архивное фото” data-title=”На пути успеха по Сирии встал город Алеппо” data-mediadate=”13.02.2016″ data-copyright=”© РИА Новости. Михаил Алаеддин | Купить иллюстрацию”>
Елена Супонина, политический аналитик, востоковед – специально для РИА Новости
В Сирии через неделю наступит временное прекращение огня, а нуждающиеся районы “на равной”, как подчеркивается, основе получат гуманитарную помощь. Об этом договорились международные посредники, собравшиеся c 11 по 13 февраля в Мюнхене на ежегодной конференции по безопасности.
Неужели это прорыв? Однако почему-то эта новость большой радости не вызывает. Чувствуется в ней какой-то подтекст, а то и подвох.
Хотя так хотелось бы, чтобы эта война прекратилась, пока не превратилась в нечто еще более опасное. Как говорится, когда долго смотришь в бездну, то она, в конце концов, уже сама начинает заглядывать и в тебя. Так и бездна сирийского кризиса, которую мы так долго изучали и разглядывали, начинает затягивать в себя тех, кто столь опасно приблизился к ней.
США и Россия договорились сохранить Асада
Первый вопрос по поводу Мюнхена –способно ли международное сообщество реализовать достигнутые соглашения? Между Россией и США в Мюнхене возникло редкостное взаимопонимание. Американцы, по многим сведениям, уже не спешат с планами свержения президента Асада. У них просто нет альтернативы. А еще большего хаоса они опасаются. Они понимают, что в случае внезапного падения Асада процессы на Ближнем Востоке могут стать совсем неконтролируемыми.
Но степень доверия между Россией и США крайне низка. Разногласия есть не только по Сирии, но и, например, по Украине, по многим другим вопросам. Ведь такое совпадение интересов, как в отношении ограничений по ядерной программе Ирана, — большая редкость.
По Сирии вряд ли, однако, удастся добиться такого же. Министр иностранных дел Сергей Лавров в Мюнхене сразу заявил, что операция по борьбе с терроризмом, которую Россия ведет в Сирии, продолжится. Режим прекращения огня, получается, касается участников конфликта, но не внешних сил, которые борются в этой стране с терроризмом. А это не только Россия, но и США и их союзники, ведущие собственную операцию. Они же тоже не намерены ее сворачивать.
Остановиться на подступах к Алеппо?
Мюнхенский дипломатический флер не смог скрыть этих острых расхождений. Позицию России тут же раскритиковали британцы. Они, как и французы, недовольны успехом российских войск и сирийской правительственной армии.
Оппозиция отступает, теряя позиции на подступах к важному стратегическому городу Алеппо, когда-то крупному торговому центру с его армянским кварталом и гомонящим рынком. Теперь это ключевой населенный пункт, за который уже пролито много крови. Его потеря ввергнет оппозицию в шок, и тогда уже перемены на фронтах станут кардинальными.
Остановиться сейчас – это для правительственной армии Сирии означает резко нажать на тормоз в самый важный момент. Источники автора этих строк среди дипломатов Сирии не скрывают, что это было бы нежелательно. Чего уж тогда говорить о военных, они-то тем более не хотят прекращать наступление.
Недаром первоначальное российское предложение говорило о режиме прекращения огня с 1 марта, а не прямо на следующей неделе. Ведь за оставшиеся две недели до конца февраля должна состояться решающая битва за Алеппо.
© РИА Новости. Михаил Воскресенский
Политолог: Анкара и Эр-Рияд полностью растеряны в сирийском вопросе
Всем миром спасают Сирию. Или делают вид?
Разногласия о механизме прекращения огня, недоумение самих участников конфликта (как правительства, так и оппозиции), да и общая атмосфера недоверия – все это, без сомнения, будет мешать реализации договоренностей.
Международные посредники, как видим, до сих пор не согласны друг с другом. Как же тут продвигаться вперед? И как оказывать давление на региональные силы и на стороны конфликта, если между собой даже договориться не могут?
Мюнхен – это еще одна попытка международного сообщества продемонстрировать, что оно в состоянии спасти Сирию, а вместе с ней и весь ближневосточный регион. Надо спасать и всю трещащую по швам международную систему отношений.
Получается, пять лет пытались навести порядок в Сирии и вот, наконец-то, сумели. Только вот сложно в это поверить – ни в то, что искренне пытались, ни в то, что сумели.
Эрдоган и его планы
Есть еще один серьезный вопрос. Выполнить мюнхенские договоренности невозможно без поддержки региональных государств, многие из которых относятся крайне негативно к правительству Сирии и поддерживающему его Ирану. Удастся ли России и США вместе с ООН переломить эти настроения?
Трудно представить, в частности, чтобы Турция отказалась от своих планов установить на севере Сирии буферную зону. Да еще на фоне вражды между Турцией и Россией. Турецкий президент Эрдоган будто специально, когда переговоры в Мюнхене были в самом разгаре, еще раз заявил о том, что работает над реализацией этого проекта.
Автору этих строк известно, что турки собирались приступить к созданию буферной зоны в Сирии еще осенью минувшего 2015 года, сразу после внеочередных парламентских выборов в Турции в начале ноября. Помешала этому российская военная операция, начатая за месяц до этих выборов, как мы помним, в самом конце сентября.
Сейчас турки, похоже, пришли в себя после изумления и снова вернулись к идее буферной зоны. Хотя даже союзники обращают внимание Эрдогана на то, что это чревато новым – после сбитого в Сирии российского бомбардировщика — прямым военным столкновением Турции и России.
Турция, таким образом, обсуждает план буферной зоны в Сирии со своими союзниками по НАТО. А они, кстати, как рассказал генсек этой организации Йенс Столтенберг, как раз накануне конференции в Мюнхене активизировали свое военно-воздушное патрулирование вдоль турецко-сирийской границы: “С разведывательными целями”.
Буферная зона предполагает, помимо прочего, и установление над ней бесполетных зон, то есть зон, запретных для полетов сирийской авиации, как это было до этого в Ираке и Ливии перед свержением режимов. А как быть с российской авиацией? Интересно, знает ли уже Эрдоган ответ на этот вопрос?
И под конец еще о королевском спецназе
Если Турция думает о буферной зоне, то королевство Саудовская Аравия намекает на отправку в Сирию своих сухопутных войск или хотя бы спецназа. Министр иностранных дел Саудовской Аравии Адиль аль-Джубейр, который объявил об этом на днях, тоже находился в Мюнхене и, в том числе, встречался с Сергеем Лавровым.
Так что же, неужели сейчас Саудовская Аравия откажется от этих опасных планов? Или, может, кто-то полагает, что это блеф изначально? Есть такое мнение, но я так не считаю. Это серьезные намерения, и чем хуже будет ситуация в Алеппо для оппозиции, тем серьезнее будут планы вмешаться – под предлогом борьбы с терроризмом.
© РИА Новости. Министерство обороны РФ
Бои в Алеппо: точность ВКС РФ и запредельная наглость Пентагона
Это, конечно, положит конец любому мирному урегулированию. Премьер-министр Дмитрий Медведев, возглавлявший российскую делегацию в Мюнхене, недаром подчеркнул, что “такая операция может усложнить и без того непростую ситуацию в стране, привести к новым жертвам и уничтожить оставшиеся условия для политического урегулирования конфликта”.
Чтобы саудовцы отказались от этих планов, надо, однако, чтобы сирийская армия свернула успехи последних дней и отказалась от “зачистки” Алеппо. Надо также, чтобы оппозиция объединилась и, воодушевившись происходящим, села за стол переговоров.
Еще надо, чтобы Эрдоган забыл про буферную зону в Сирии и заодно помирился с курдами, своими и сирийскими. Много еще чего надо – за одну неделю этого, конечно, не добиться, но надо хотя бы обозначить движение в этом направлении. Свежо предание, правда, а вот верится с трудом…
Если даже огонь в Сирии и прекратится (а само по себе это труднореализуемо, почти невероятно), то это не продлится и суток, в лучшем случае пару. Единственный, пожалуй, кто по-настоящему преуспел в эти дни, так это организаторы Мюнхенской конференции. Хорошее мероприятие получилось, громкое и интересное. Но не историческое.
РИА Новости http://ria.ru/analytics/20160213/1374023451.html#ixzz408BFF1dx