Минфин России направил 20 иностранным и трем российским банкам запросы на оказание услуг по размещению облигаций РФ за рубежом. На текущий год в бюджете предусмотрены внешние заимствования объемом до $3 млрд. Таким образом, ведомство решило вернуться на рынок внешних займов.
Интересно, что у нас даже в самые тучные годы находились высокопоставленные должностные лица, включая покойного министра финансов Лившица, которые постоянно настаивали на том, чтобы Россия все равно занимала. Якобы для того, чтобы поддерживать свой кредитный рейтинг и репутацию. С моей точки зрения, объяснение не выдерживает никакой критики. На самом деле, те люди, которые постоянно подталкивают нашу страну к занятию на внешних рынках, по существу, просто действуют в интересах этих внешних финансовых рынков, в интересах глобальных финансовых манипуляторов, заинтересованных в том, чтобы всех втягивать в кабалу, и через этот инструмент всеми, в том числе и нами, управлять. А в нашей истории уже было разграбление государства в долг.
Опасность состоит в том, что власти не просто тратят все, что есть, и банкротятся, а банкротится сначала страна через поддержание какого-то минимума социального уровня, чтобы люди не бунтовали, но при этом наши потомки, дети и внуки втягиваются в кабалу перед Западом. И это то, по существу, к чему сейчас власти приступили.
Сумма $3 млрд маленькая, а тенденция – чрезвычайно опасная. И трех миллиардов быть не должно – нет оснований. У нас профицит торгового баланса сейчас, у нас нет проблемы в том, что не хватает валюты на текущие закупки чего-то жизненно важного, у нас проблема в том, что покупается вместо технологий, станков и оборудования – ширпотреб. У нас есть необходимость перестройки всего содержания внешнеторговой деятельности. Для этого министерства промышленности, экономики, торговли должны возглавляться совершенно другими людьми с совершенно другими целями и задачами, критериями оценки.
А нынешним попыткам Минфина нужно говорить очень жесткое и решительное “нет”. Я напомню – перед дефолтом 1998 г. тогдашний преимущественно левый национально-ориентированный парламент сделал два очень важных заявления: что парламент не дает согласие на увеличение внешних заимствований, и все, что наше ельцинское правительство возьмет в долг – это будет не долг государства, а их личный долг. Это были два очень важных, фундаментальных заявления. К сожалению, сейчас у нас нет такого независимого от президента и правительства парламента, который мог бы сделать такие заявления и жестко пресечь новые корыстные и, с моей точки зрения, просто преступные заигрывания нашей власти по втягиванию всей страны в новую кабалу.
Альтернатива этим евробондам, разумеется, есть. Пока ни на каком уровне – ни на уровне власти, ни на уровне госкорпораций, ни на уровне топ-менеджеров – роскошеств не прекратилось. Сначала должны быть пресечены роскошествования во всех возможных формах, должна быть проведена деоффшоризация, введена жесткая прогрессивная шкала налогообложения, при которой те, кто получают до 50 тыс. руб. в месяц, может, еще меньше платят, чем сейчас, например, 10%; а те, кто получают полмиллиона, миллион и больше – платят 50-90% от дохода.
И только после этого можно начинать обсуждать – можно ли заимствовать за рубежом, особенно в сегодняшней внешнеполитической ситуации. И с моей точки зрения, это тот вопрос, который должен стать одним из ключевых во время предстоящей избирательной кампании. Все левые, национально-ориентированные силы должны сказать решительное “нет” втягиванию детей и внуков в кабалу.
Мелких подводных камешков заимствований может быть множество, но они абсолютно несущественны по сравнению с главной опасностью – что эта власть сохранит себя еще на длительный период за счет втягивания страны в долги и создания видимости экономического и социального благополучия, а когда эта власть вдруг сменится – тогда окажется, что мы кругом в долгах, как в шелках.
Экономист, экс-зампред Счетной палаты, эксперт Московского экономического форума Юрий Болдырев специально для Накануне.RU