Западные страны готовы выделить миллиарды евро на борьбу с вирусом Зика. Самое время вспомнить о нелёгкой судьбе миллиардов, потраченных два года назад на борьбу с вирусом Эбола.
Это было недавно, это было давно. Летом 2014 года генеральный директор Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Маргарет Чан (Margaret Chan) пугала мир «катастрофическими последствиями», которые готовит миру лихорадка Эбола. Тогда запуганные западные страны на борьбу с вирусом выделили примерно 4 млрд евро, из которых половину без лишних дискуссий отстегнул Евросоюз. Правда, уже к концу 2014 года стало ясно, что главный фактор распространения лихорадки – социальный. Ещё в октябре того же года мы предупреждали наших читателей: «В Европе усиленно создаётся образ нового врага, который, впрочем, совершенно не страшен человеку, соблюдающему элементарные правила гигиены и не имеющему постоянного и интенсивного контакта с людьми и животными, заражёнными этим вирусом, а также не употребляющему в пищу падаль». По итогам официально завершившейся в 2015 году «глобальной эпидемии», в Европе от Эболы не умер ни один человек, за пределами очага лихорадки в Западной Африке скончался один заражённый.
Полтора года назад мы предположили, что выделяемые на борьбу с Эболой миллиарды идут не на что иное, как на поддержание авторитарных режимов в Западной Африке. Не будем утверждать, что диктаторы сделали всё возможное, чтобы ради получения собственной выгоды выморить как можно больше людей, но статистика поражает. В Гвинее, где изначально эпидемиологическая ситуация была значительно лучше, чем в двух других охваченных вирусом странах, смертность от Эболы оказалась на 20 процентов выше, чем в соседней Либерии. При этом в то время, как авторитарный лидер Гвинеи Альфа Конде (Alpha Condé) призывал собственный народ молиться, а от мирового сообщества требовал всё новых траншей, президент более демократической Либерии Эллен Джонсон Сёлиф (Ellen Johnson Sirleaf) умоляла людей мыть руки перед едой.
Ещё в прошлом году американская независимая организация Humanosphere, занимающаяся сбором и анализом информации западной помощи беднейшим странам, призналась, что не смогла отследить, куда и на что были потрачены «эбольные» миллиарды, львиная доля которых растворилась в бюджетах трёх африканских стран – Гвинее, Либерии и Сьерра-Леоне. В качестве примера эксперты привели 100 миллионов евро, которые этим странам напрямую выделила Германия (отметим, что намного больше средств наша страна выделила в рамках общеевропейской помощи). Казалось бы, немецкие деньги пойдут на конкретные цели, однако данных об их использовании найти не удалось. В докладе организации подчёркивается: деньги тратились в обстановке строжайшей секретности, при этом, похоже, вообще не было ясно, на что они выделяются. Представители влиятельной американской организации ONE Campaign, которая помимо прочего занимается сбором благотворительности для африканских стран, тогда предостерегли: «Если у нас не будет отчётности, а также механизмов финансового слежения, мы и дальше будем обречены на повторение старых ошибок, цена которым – потеря времени, ресурсов и жизней».
К сожалению, ситуация вокруг вируса Зика, против которого нет лекарств и вакцин, говорит о том, что никто не хочет учиться на старых ошибках. 21 января Европейский центр профилактики и контроля заболеваний выпустил брошюру, целью которой, видимо, было успокоить общественность: вирус не столь опасен, а в Европе его распространение практически исключено. Однако когда 1 февраля ВОЗ объявила, что Зика представляет глобальную опасность, в дело вступили чиновники Европейской комиссии, которые мгновенно выделили на начало борьбы с вирусом 10 миллионов евро.
Сумма, конечно, невелика, однако в пресс-релизе подчёркивается, что это лишь первый шаг. Главным образом, планируется изучить связь вируса с микроцефалией, врождённым дефектом у детей. Ранее поступала информация о вспышке микроцефалии в бразильских провинциях, где, как предполагается, и ранее бушевал вирус Зика. Утверждалось, что уровень заболевания вырос в несколько десятков раз. Но речь идёт лишь о подозрениях на микроцефалию, диагностика которой в стране была изменена несколько месяцев назад. Число подтверждённых случаев остаётся на уровне прежних лет. Так или иначе, как утверждают эксперты, доказательств придётся ждать не менее 9 месяцев, когда родятся первые дети от матерей с подтверждённым диагнозом.
В свою очередь, Белый дом попросил Конгресс США выделить на борьбу с вирусом 1,8 млрд долларов, так как эпидемия распространяется на том же континенте.
Несмотря на то, что в данный момент мировое сообщество обеспокоено распространением вируса в Латинской Америке, «интерес» к себе пытаются привлечь и африканские страны, в которых ранее фиксировались очаги его распространения. Официально в Африке, кроме островного государства Кабо-Верде, пока ещё не были зарегистрированы случаи заражения. Однако особенность вируса заключается в том, что зачастую вызванное им заболевание проходит практически бессимптомно. Так, Министерство здравоохранения Руанды, страны, которая по уровню неадекватности властей конкурирует разве что с Зимбабве, уже создало рабочую группу по контролю за распространением вируса. Вдруг, к моменту выделения средств, что-нибудь обнаружится.
В заключение выдержка из официального доклада ВОЗ: «Болезнь, вызванная вирусом Зика, обычно протекает легко и не требует специфического лечения. Люди, инфицированные вирусом Зика, должны много отдыхать, пить достаточно жидкости и принимать обычные препараты для устранения боли и лихорадки. При усугублении симптомов необходимо обратиться за медицинской помощью и рекомендациями. В настоящее время вакцины от этой болезни не существует».