Креативный класс России еще не знает, какой ад его ожидает
Вспоминая события двухлетней давности на киевском майдане, нельзя не обратить внимания на возникший парадокс, который заключался в том, что одними из основных разрушителей не только стабильности государства, но и самих фундаментальных основ государственности была как раз та прослойка общества, которая, собственно и возникла благодаря стабильности – это, так называемый, креативный класс.
Креаклы
Этот класс достаточно многообразен и неоднороден. В его состав можно включить как представителей «офисного планктона», журналистов, артистов, писателей, так мелких лавочников, артельщиков, считающих, что на произведенном в их подвале «хэнд мейд» держится вся мировая экономика. Представители этой прослойки являются основным контингентом всевозможных тренингов и конференций, проводимых НКО или на деньги НКО. Наиболее социально активными являются как раз те «креаклы», для которых бюджеты НКО являются основным источником дохода. При всей своей малочисленности, но благодаря гиперактивности в социальных сетях, креативный класс весьма удачно создает иллюзию, что его мнение является мнением всего народа.
Единственным, что является общим у представителей этой прослойки – непоколебимая уверенность в своей уникальности и незаменимости во всем – будь то командование армией или управление государством. Но при этом они в упор не замечают того, что их «успешность» напрямую связана со стабильностью государства и излишком у населения денег, которые это самое население готово тратить на оплату продукта или развлечений, предоставляемых этим самым «креативным классом».
Заканчиваются дрова
Однако, как показал украинский майдан и последовавшие за ним события – воспользоваться появившимися социальными лифтами получается у единичных представителей этой прослойки. Нежные воины социальных сетей и герои корпоративных и иных тренингов просто не выдерживали конкуренции с представителями сурового реала – криминалом, чиновниками и представителями крупного бизнеса.
Какое-то время после майдана, на старых дрожжах, они устраивали, чуть ли не ежедневные, бессмысленные и беспощадные «патриотические» флэшмобы и пытались вписаться в сотворенную при их активном участии новую украинскую реальность. Но, это продолжалось ровно до тех пор, пока перед ними не открылась дверь в ад голода и безработицы.
Вот одно из типичных объявлений в фейсбуке типичного украинского креакла, фотографа, который сначала скакал на майдане против «кровавой власти», а потом, на тех самых «старых дрожжах» посещал зону АТО, где фотографировал карателей из батальона «Карпатская сечь». Похоже, что дрожжи закончились:
«Никогда не обращался с просьбами. Но ситуация такова, что иного выхода у меня просто нет. Мне очень нужна работа. Любая. Должности, звания — не интересуют. Интересует работа как возможность элементарно заработать на кусок хлеба, поскольку и его уже в доме нет. Готов мыть посуду, колоть дрова, подметать улицы. Быть курьером, «подай-принеси».
Голод и холод — не лучший советчик. Но умереть от них в свои 52 года — рановато, как я думаю. Запас прочности у меня — не более двух недель. Потом элементарно закончатся дрова. В холодном доме помирать не хотелось бы, если честно. Даже если вы сами не можете ничем помочь – сделайте репост. А вдруг, кому-то понадобится, не пьющий грамотный рабочий в приусадебное хозяйство? Живу недалеко от Киева в селе. Образование – педагогическое».
В том, что украинский «креаклиат», подобно раковой опухоли, длительное время разрушал и, в итоге разрушил организм, который его кормил, а потом сам оказался на пороге смерти, определенно есть историческая и социальная справедливость. Удивительно другое. Российские креаклы, имеющие возможность уже в течение двух лет наблюдать за страной победившего креативного класса со стороны, не сделали никаких выводов и продолжают, с упорством баранов, двигаться по той же дорожке за Навальными, Яшиными и Ходорковскими.
Валентин Авраменко