Наверное, самые мучительные страхи – это те, которые касаются наиболее важных жизненных процессов. Например, есть боязнь еды или фобия водных процедур в каком бы то ни было проявлении. Как известно, человек нуждается в удовлетворении всех потребностей, коими его наделила природа. И если одна из этих потребностей блокируется страхом, то ни к чему хорошему это привести не может.
Аграфобия – боязнь сексуального домогательства, которая может проявляться в весьма агрессивных формах самообороны даже в тех случаях, когда о домогательстве и речь не шла. В отличие от других фобий, данный вид страха достаточно легко распознать и диагностировать.
Больной сам обращается к врачу – психотерапевту или сексологу – с просьбой помочь в сложившейся ситуации. Дело в том, что страх реально мешает нормальному общению – он заставляет сознание рисовать картины сексуального насилия, где в роли насильника может выступать каждый, не взирая на возраст и уровень интеллигентности. Страдающий аграфобией видит потенциального насильника везде!
Безусловно, данный вид фобия прежде всего присущ женскому населению. При этом своему появлению он, как правило, обязан реальной ситуации, в которой произошёл акт сексуального насилия. Вариантов реакции на такого рода события столько же, сколько и женщин на свете: кто-то быстро сможет справиться с ситуацией, кто-то долго будет переживать и искать обидчиков, кто-то на многие месяцы потеряет способность испытывать удовольствие от полового акта, а кто-то получит форму вполне развитой фобии – аграфобии.
Чем сильнее была травмирующая ситуация, тем сложнее будет проходить реабилитация больного. Очень часто данным видом фобии страдают девушки, пережившие насильственный половой акт в детстве. При этом у них обнаруживается не только страх сексуальных домогательств, но и ряд личностных особенностей, не позволяющих полноценно строить собственную личную жизнь.
Проявляется аграфобия также по-разному.
Иногда больной видит опасность везде, в некоторых же случаях паника охватывает аграфоба лишь при напоминании о травмирующей ситуации. Трудность в том, что напомнить о неё может самая незначительная мелочь, которую нельзя заранее учесть и исключить – а реакция может быть весьма бурная. Во время приступов агрофобии наблюдаются все те изменения, которые свойственны фобии вообще: усиленное сердцебиение, чувство сухости во рту, головокружение.
Про полноценный половой акт говорить не приходится – больная физически не может выносить близости объекта противоположного пола.
Как уже отмечалось выше, лечение проводится психотерапевтом и сексологом. Первый снимает психологический барьер, назначает препараты, которые призваны снимать напряжение в самых травмирующих ситуациях. Также происходят беседы по поводу произошедшей психологической травмы. Выявление причин возникновения страха в данном случае не столь существенно – обычно причина довольно ясна и не вытеснена в подсознание.
Гораздо важнее понять, что теперь делать с воспоминаниями о боли и унижении, пережитом ранее. Поэтому сроки реабилитации в данном случае определить достаточно трудно – возможно, работа с психологом растянется на несколько месяцев. Одновременно сексолог может помочь с ощущением собственной женственности, расскажет не только о природе положительных ощущений от интимной близости, но и раскроет потенциал данной конкретной женщины. Также невозможно дать прогноз по результативности данной работы – всё слишком индивидуально.
Сексуальные расстройства – одни из самых болезненных. Они лишают человека радости и наслаждения, что неминуемо приводит к дальнейшему разрушению психики. Не стоит полагаться на время как на универсального лекаря – нужно форсировать ситуацию и стремиться компенсировать травмирующие переживания как можно быстрее.