Женская сборная России по теннису проиграла в четвертьфинале Кубка Федерации сборной Нидерландов — 1:3. В интервью «Ленте.ру» капитан национальной команды Анастасия Мыскина рассказала о причинах поражения, а также порассуждала о возможном возобновлении карьеры.
Судьба четвертьфинального поединка решилась сравнительно быстро. Только в субботу Екатерина Макарова в двух сетах уступила Кики Бертенс (3:6, 4:6), а Светлана Кузнецова в упорном матче, в котором был установлен новый рекорд продолжительности одиночной встречи в Кубке Федерации (4 часа), отдала очко Рихел Хогенкамп — 6:7 (4:7), 7:5, 8:10.
Оставив все силы в субботнем марафоне, в воскресенье Кузнецова практически без борьбы уступила первому номеру сборной Нидерландов, 53-й ракетке мира Бертенс — 1:6, 4:6. Так Россия уже по итогам трех встреч лишилась шансов на престижный трофей. Четвертую одиночку отменили по договоренности команд, а в обязательном, но ничего не решавшем парном матче победу праздновали Екатерина Макарова с Дарьей Касаткиной — 6:0, 6:2.
По горячим следам о причинах поражения «Ленте.ру» рассказала капитан российской команды Анастасия Мыскина, прокомментировав также систему отбора на Олимпиаду и перспективы отечественного тенниса.
«Лента.ру»: Анастасия, насколько неожиданным стал такой исход противостояния с Нидерландами? Вы шокированы?
Анастасия Мыскина: Мы знали, что сборная Нидерландов отлично выступала на протяжении двух лет. Поэтому мы не шокированы, а огорчены. Наши соперницы провели великолепные матчи. Возможно, даже лучшие в карьере. Если мы чем и шокированы, то, пожалуй, тем, что каждое попадание в линию или касание сетки было в их пользу.
Может, недооценили соперника?
Нет, ни о какой недооценке не могло быть и речи. В Мировой лиге не бывает слабых команд. Мы это знали. Любые дальнейшие слова прозвучат как оправдание. Что случилось, то случилось. Девочки играли, боролись. Безусловно, в чем-то ошиблись. Но главное — в эти выходные мы были настоящей командой. Сделали все возможное, чтобы выиграть. Не получилось. Можно сказать, пожертвовали Кубком Федерации ради Олимпиады. Приоритетным турниром для нас являются Игры. И самые главные матчи еще впереди.
Будь возможность вернуться назад, поменяли бы что-то? Например, поставили бы на решающую одиночку вместо Кузнецовой, потратившей много сил, молодую Касаткину?
Нет, ничего бы не поменяла. В субботу вечером мы всей командой долго обсуждали, кому играть дальше. В итоге выбрали Светлану. Тем более проигрывали 0:2, и ставить 18-летнюю Касаткину на решающий поединок было бы чересчур. Подвергать неопытную спортсменку такому давлению — большой риск, можно надломить психологически.
Светлана Кузнецова
Фото: Антон Денисов / РИА Новости
Много говорилось о приезде Шараповой. Когда вы поняли, что она точно не выйдет на корт?
В четверг вечером (4 февраля — прим. «Ленты.ру»).
Как относитесь к практике привлечения именитых спортсменов к матчам за сборную «для галочки»?
Если речь о Марии, то она дважды приезжала в команду в прошлом году, прекрасно провела встречи с Польшей и Чехией. Поэтому в данной ситуации предъявлять ей претензии было бы неправильно. Естественно, всякий спортсмен хочет любым способом квалифицироваться на Олимпиаду. В каждом виде спорта свои требования. Вызвав, но не задействовав Шарапову, мы никого не обманули.
Кто определяет состав команды?
Этим занимаюсь я. Больше некому.
А как же Шамиль Тарпищев? Неужели он не высказывал авторитетного мнения?
Это немного не его работа. У него и так хлопот хватает. Он занят более глобальными проблемами. Но, естественно, мы прислушиваемся к его мнению, держим перед ним ответ за свои решения.
Как выбираете, кого вызвать в сборную?
Мы стараемся по возможности прислушиваться к пожеланиям кандидаток по их графику. Мы не просто бездумно называем имена. Постоянно следим за психологическим и физическим состоянием девочек.
Тарпищев, в бытность капитаном сборной, рассказывал, что терял за матч порядка 2-3 килограммов. С вами та же история?
Девочки меня подкармливают (смеется). Они все считают, что я вешалка. Конечно, похудела. Как тут не похудеть.
Привыкли к роли капитана?
Никаких проблем не испытываю. Я уже два года на этой должности. Меньше времени провожу в разъездах. Особенно если сравнить с периодом активной игровой карьеры. Ездила на несколько турниров с Кузнецовой. В прошлом году посетила пару матчей Макаровой. Никакой обязательной программы нет. Если понимаю, что на турнире можно понаблюдать за возможной кандидаткой в сборную — еду без раздумий.
Анастасия Мыскина (слева) и Екатерина Макарова
Фото: Дмитрий Лебедев / «Коммерсантъ»
Маша Шарапова в Австралии в очередной раз уступила Серене Уильямс. Были ли у вас в карьере неудобные соперницы? Или, наоборот, теннисистки, играть с которыми вы выходили с особым настроем?
Знаете, какой-то одной, наверное, не было. Всегда принципиальными получались противостояния с Еленой Дементьевой. Вообще, все матчи с соотечественницами были особенными. СМИ пристально следили за российским дерби, ведь многие из нас входили в десятку мирового рейтинга. А тогда, чтобы попасть в сборную, нужно было прыгнуть выше головы.
Вы с Дементьевой с детства играли вместе. Самый запомнившийся матч в вашей карьере — финал «Ролан Гаррос-2004»?
Не думаю. На самом-то деле памятных встреч полно. Финал Кубка Федерации-2004 в Москве. Тогда в решающем парном поединке мы обыграли француженок. Матч «Ролан Гаррос» в том же году против Кузнецовой, который я проигрывала, но проявила характер и смогла переломить ход встречи. Олимпиада опять же всегда стоит особняком.
Начало вашей карьеры прошло без пристального внимания СМИ. Насколько СМИ могут помочь или навредить молодому игроку?
Однозначно, польза или вред внимания СМИ зависит от психологических качеств спортсмена. Кому-то это жизненно необходимо, как, например, Андрею Рублеву. Он подпитывается этой энергетикой и демонстрирует свой лучший теннис, находясь под давлением. Даша Касаткина, напротив, чувствует себя комфортнее и увереннее в спокойной обстановке.
Есть ли достойная смена нынешнему поколению игроков, кроме уже упомянутой Касаткиной?
Безусловно. У нас есть Калинская, Первушина, Рыбакина, Поспелова. Рита Гаспарян, хотя она чуть постарше. У нас достаточно перспективных девочек, за которыми мы наблюдаем.
Талант и трудолюбие. Каким должно быть их соотношение в успешном теннисисте?
По-настоящему великие спортсмены совмещают в себе множество качеств. Единственное, необходимое всем без исключения, — физическая подготовка. В современном теннисе без этого никуда. Выдерживать продолжительные поединки, а на следующий день — снова в бой, как Кузнецова.
Вы в прекрасной физической форме. Еще на заре карьеры вы не раз играли против Мартины Хингис, победительницы Australian Open-2016 в парном разряде. Не возникает желания последовать ее примеру, вновь выйти на корт?
У меня трое детей, а у Мартины ни одного. Поэтому нет, совершенно не возникает подобного желания (смеется). Хотя, знаете, может, иногда и закрадывается такая мысль. В одном уверена: не хотела бы жить исключительно перелетами, матчами и тренировками. Но это и есть жизнь профессионального спортсмена.
Во время матчей создается другое впечатление. Вы весьма эмоционально реагируете на происходящее.
Это моя работа. Причем работа любимая. Просто физически не потяну возобновление карьеры. Опыта мне не занимать, но все же без «физики» нынче никуда.
У вас трое сыновей. Хотели бы, чтобы они пошли по вашим стопам и стали профессиональными спортсменами?
Все они занимаются разными видами спорта, пробуют себя. Хотела бы я, чтобы они стали профессионалами? Не уверена.
В правильном ли направлении, по-вашему, движется российский теннис? Каковы возможные пути популяризации вашего вида спорта?
Трудно сказать. Какие-то небольшие шаги, несомненно, совершаются. У моего сына в школе, например, есть теннисная секция, это очень здорово. Как известно, начинать нужно с малого. Время покажет, верно ли выбранное нами направление.