Отставка одного из министров – совершенно рядовое событие в европейской политической жизни. Собственно, весь кабинет способен сложить свои полномочия практически незаметно для Европы и собственной страны. Как по итогам выборов, так и вне зависимости от электоральных процедур.
В октябре 2015 под грохот коррупционного скандала лишился должности молдавский премьер. Его преемник ушел в отставку в январе 2016, а премьерский куратор отправился в СИЗО. В декабре 2015 свой пост покинула глава латвийского правительства – на фоне повышения денежного довольствия латвийских чиновников и 3 % личной популярности. В декабре 2015 произошла замена премьер-министра Грузии, причем без объяснения причин такового шага. Ротация министерских кадров либо совершено не вызвала ажиотажа, либо повлияла на градус общественного возмущения гомеопатическим образом.
Совершенно иные последствия вызвало заявление об отставке украинского министра экономики и торговли. Господин А. Абромавичус стал эпицентром затяжной политической бури с трансатлантическим радиусом действия. Разумеется, достигнутые украинской экономикой и торговлей показатели за время начальственных полномочий литовского гостя впечатляют:
Промышленное производство обрушилось на 13.4 % (и это по сравнению с 2014 годом, когда спад составил 10.1 %).
Упал торговый оборот со всеми внешнеэкономическими партнерами без исключения, в том числе с вожделенным ЕС на 30 %.
В целом импорт снизился на 33.5 %, экспорт на 30.5 %.
Украинский ВВП съежился на 12 % и достиг уровня 1995 года.
Инфляция превысила 46 %.
Иностранные инвестиции в 2.5 раза ниже домайданных показателей.
Ряд тарифов ЖКХ вырос в 3-7 раз, аналогичное подорожание электроэнергии запланировано на нынешний год.
Типовой размер пенсий и заработных плат несовместим с физическим выживанием.
Из положительных явлений 2015 года стоит отметить резкое снижение убыточности украинских государственных компаний и монополистов, со 117 до 16 млрд. гривен. Но оно обеспечено тяготами рядовых налогоплательщиков и общим экономическим спадом. Министерство экономического коллапса звучит куда честнее нынешнего названия ведомства А. Абромавичуса.
Однако причины отставки экономического министра не коррелируют с объективными результатами его работы. В своем заявлении «Я устал и ухожу» глава МЭРТ сетует на следующие обстоятельства:
– Министра и членов его семьи лишили государственной охраны.
– Оплата министерского труда, как и оклады его сподвижников, чрезвычайно малы.
– Отсутствует поддержка реформ, кои проводит министр и его команда (список реформ тоже отсутствует).
– Наличествует открытый саботаж реформаторских усилий г-на Абромавичуса.
– Отмечаются попытки ввести в окружение министра и назначить на ответственные должности сомнительные фигуры – ставленников олигархическо-коррупционных группировок.
Причем вводом сих фигур на финансово-политическую доску занимается некий шоколадный олигарх. Он же крупный российский бизнесмен, он же основатель Партии Регионов, он же министр экономики в правительстве Януковича, он же организатор евромайдана, он же нынешний глава украинского государства.
Созвав пресс-конференцию, мятежный министр рассказал о силовом назначении его заместителей – по ВПК и по нефтегазовой отрасли. По двум наиболее лакомым направлениям финансовых потоков, с учетом масштабов грядущей приватизации и расходов на оборону от невидимых врагов. А. Абромавичус подытожил свою 14-месячную карьеру фразой «Не буду частью этого дерибана!», чем вызвал радостное оживление в журналистской и общественной среде.
Быстрее прочих среагировали иностранные дипломаты и прочие иноземные представители.
Чрезвычайный и полномочный (гауляйтер) посол США сэр Дж. Пайетт отметился фейсбук-посланием. С потрясающими фразами про экс-главу МЭРТ: «Он был великим чемпионом по реформам и верил в лучшее будущее украинского народа». Сэр Пайетт выразил надежду на продолжение успешнейших реформ усилиями новых кадров. Однако сетевой некролог министру украинской экономики оказался преждевременным.
Было созвано срочное совещание послов государств G7, Норвегии, Швеции, Швейцарии и почему-то Литвы. Команда Абромавичуса удостоилась высокой дипломатической похвалы за внедрение жестких сдвигов в украинскую экономику. За полную покорность требованиям МВФ, за искоренение хронической коррупции(?). Хотя по внешним признакам случилось ровно обратное и коррупция искоренила г-на министра.
Группа из 11 (друзей Оушена) иностранных послов призвала киевских руководителей «отбросить мелочные разногласия и корыстные интересы, которые десятилетиями тормозят развитие страны…».
Размер корыстных интересов киевских деятелей так же далек от мелочи, как постмайданная Украина от развития и подлинных реформ. Одним из парадоксов победившей гiдности является открытый диктат иностранных дипломатов по вопросам экономической деятельности формально независимой страны.
Далее заработала тяжелая артиллерия финансового убеждения. Реактивные системы залпового огня по незалежным карманам и карьерам.
Глава МВФ выразила обеспокоенность бегством министра:
«Если подозрения г-на Абромавичуса являются справедливыми, то украинское правительство явно не выполняет собственные обязательства по борьбе с коррупцией…»
Сложно заподозрить в наивности директора-распорядителя МВФ. Но подозреваемому в коррупции еще сложнее получить долгожданный кредит от Фонда, а других займов никто Киеву и не предлагает. Молдавию от финансовой капельницы МВФ отключили в прошлом году и как раз по причине наглого воровства кишиневских «евроинтеграторов». Теперь страна бурлит, премьеры вылетают в отставку, попадают под следствие и в тюрьму. Обеспокоенность госпожи Лагард чревата самыми прискорбными последствиями для ее украинских партнеров.
Европейская Бизнес Ассоциация высказала глубокое неудовольствие – как самой отставкой фрондирующего министра, так и ее причинами:
«Европейская Бизнес Ассоциация воспринимает политическую нестабильность на Украине как предтечу крайне негативных последствий для экономики страны.… Если украинские чиновники не могут проводить решительную антикоррупционную политику кардинальных изменений, сотрудничество с инвесторами и МВФ окажется в зоне риска…»
Сначала добились политической дестабилизации 40-миллионной страны, потом подсадили ее на кредитную иглу и практически без паузы грозят лишить наркомана валютной дозы. Крайне негативные последствия в украинской экономике уже произошли – благодаря усилиям киевских политиканов, директивам от иностранных послов и того же МВФ. Вся система украинской государственности зиждется на полной коррумпированности и балансе сил между различными олигархическими группами. Особенно в условиях резкого экономического спада, бездумной милитаризации и одуряющей пропаганды.
Искоренение украинской коррупции возможно при введении внешнего управления во все сферы государственной деятельности. По принципу санации обанкротившегося банка или фирмы. Но тогда от ЕС и США, от G7, Норвегии, Швейцарии и примкнувшей к ним Литвы потребуются реальные вложения в Украину. Вложения сотен миллиардов долларов и многих тысяч кадровых профессионалов. Потребуется фактический прием Украины на собственный баланс, ликвидация своими силами националистических банд, слом всей силовой, правоохранительной и судебных систем, распределение социальной помощи среди десятков миллионов человек, их же трудоустройство…
Всем вышеупомянутым государствам проще и выгоднее бросить Украину в гуще старых проблем и новых бед, использовав дежурный коррупционный повод. Процесс разорения идёт стремительно и бесповоротно. Еще не успели забыться сладкие сказки о жизни по-новому, едва отметила первый месяц зона свободной торговли с ЕС. России обеспечен сосед с миллионами обнищавших, озлобленных и обманутых людей.
За цэ стоял майдан и бежал Абромавичус.