Чаплин В. А.
Недавнее отстранение протоиерея Всеволода Анатольевича Чаплина с поста главы синодального отдела по взаимодействияю Церкви и общества вызвало большой общественный резонанс. Но тем более значимы предупреждения отца Всеволода.
«Все началось год назад, с моего принципиального разногласия с нашей позицией по Украине: нам нужно было не ждать у моря погоды, а реально добиться того, чтобы власть этой страны услышала голос тех людей, которые считают себя русскими, настаивают на приоритетном развитии отношений с Россией», — говорит Чаплин, комментируя свою отставку.
Священник убеждён, что нужно заниматься не сохранением тех или иных порядков и вещей — плохих или хороших, «а переложением вечных ценностей на язык живой дискуссии, живого общественного процесса, живого религиозного творчества, гражданского действия».
«Если мы будем пытаться замолчать какие-то проблемы, мы можем отложить катастрофу на год или на два, но этим мы сделаем ее неизбежной», — заявил он. — «Некоторые считают, что нужно минимизировать общественную дискуссию, не замечать того, что происходит в умах людей, в сфере общения между людьми, и так мы спокойнее доживем до 17-го или 18-го года. Господа, так не будет <…> Охранительство, которое пытается зачистить сферу идей, закрыть ключевые вопросы для настоящего и будущего страны и мира, люди, которые так считают и действуют, совершают политическое самоубийство — их не будет».
По его мнению, должны уйти в прошлое «все те безнравственные элиты, которые сегодня мешают стране развиваться», и чтобы улучшить власть в стране и «не дать разразиться никакой революции, нам нужно активно предлагать модели мирного переустройства страны, в том числе переустройства нравственного».
Такие предупреждения и высказывания отца Всеволода — это многолетняя последовательная позиция. Ниже мы приводим его выступление на представительной Международной конференции «Русофобия и информационная война против России», состоявшейся 25 сентября 2015 г. в Москве.
<hr/>
Тема, которая сегодня поднята, очень важна. Русофобия — это не миф и не фантом, который пытаются использовать для той или иной политической повестки дня. Это реальность, которая присутствует в целом ряде стран мира и, отчасти, среди некоторых элементов российских элит. Есть люди, которые пытаются через окрик, через информационные кампании и политическое давление заставить народ России, и в частности русский народ, признать ошибкой свою историю, признать неправильным и порочным свой национальный характер, признать верховенство других народов и других цивилизаций, признать право только за внешними силами определять, какой в России должен быть общественный строй, какой должен быть социальный уклад, и какие должны быть отношения между религией и обществом.+
Таким попыткам изменить ход истории России помимо воли ее народа много веков. Мы вчера в одном уважаемом собрании обсуждали эпоху преподобного Иосифа Волоцкого, юбилей которого мы празднуем в этом году. И преподобный Иосиф, как многие выдающиеся сыны и дочери России, в свое время боролся с тем, что проекты внешнего воздействия на Россию с целью изменения ее национального характера, которые были уже тогда связаны с давлением и обманом через известную московско-новгородскую ересь, пытались изменить цивилизационный код народа нашей страны и его веру. Сегодня происходит то же самое. Нам пытаются сказать через информационные, культурные и политические каналы, что нам нужно выстроить жизнь нашей страны не по воле народа, а по каким-то странным экономическим и политическим, а также культурным и информационным, рецептам. Против этого нам нужно объединиться.+
Нам нужно сделать так, чтобы именно воля нашего народа, его интуиция, его представления о справедливости и правде, милосердии и надлежащем устроении жизни были определяющими во всех областях принятия решений в нашей стране: от экономики (у нас должна быть российская экономика, а не приложение к мировой экономике) до культуры (у нас должна быть российская культура, а не малозначимый маргинальный элемент мирового культурного мейнстрима или псевдомейнстрима). Политика должна идти за волей народа, даже если эта воля очень не нравится кому-то вне страны или кому-то из наших нынешних элит. И лучшим средством от русофобии является как раз выявление воли большинства нашего народа и обозначение ее в категориях, понятных как друзьям, так и недругам, в том числе в категориях права, категориях общественно-значимых решений, в категориях культурной и информационной политики нашего государства.+
Теперь несколько слов о русофобии. Действительно есть богатая порочная традиция в большом количестве стран, связанная с изображением русского народа как неправильно живущего, как уклоняющегося от некой якобы магистральной дороги, как являющегося угрозой для тех, кто однажды решил, что история закончена, и все ее развитие должно совершаться по некому заданному единственно верному курсу, как говорили в советское время. Через политические окрики, через информационные каналы, через ту же культуру, через фильмы, через штампы, которые транслируются по телевидению и в Интернете, нам пытаются привить психологию вечно оправдывающегося народа или психологию вечной жертвы своей собственной истории. Нам, конечно, нужно противостоять этим попыткам.+
Русофобия не менее опасна, чем антисемитизм, исламофобия или христианофобия. Она не менее безнравственна и отвратительна, чем перечисленные три явления, и нам об этом всем нужно, прежде всего, прямо говорить. Нам нужно приобрести способность не подавать руки тем западным представителям экономических и информационных элит, которые связаны с русофобией, и тем представителям наших собственных элит, которые считают, что русский народ надо переделать, а не слушать этот народ в выработке политики.+
Нам нужно сделать неприятие русофобии частью политики государства и одновременно деятельностью религиозных общин и разного рода общественных объединений. Нам нужно сделать решительный отказ от русофобии условием нашего общения с кем бы то ни было вне зависимости от того, сколько денег у этого человека и главой какого государства этот человек является.+
Возьмем самый яркий пример. Мы знаем, что израильское государство и руководство и еврейские общественные организации никогда не подадут руки тем, кто обоснованно обвиняется в антисемитизме, даже если речь идет о самых влиятельных и самых богатых людях. Вот нам нужно выработать такую же жесткость воли. Нам нужно добиться того, чтобы люди, которые причастны к русофобии, не имели шансов на нашу поддержку и на взаимодействие с нами.+
Ну и последнее, что хотелось бы сказать. Лучшим средством от русофобии являются не ограничения, не запреты и не жесткая полемика, а умение чувствовать себя победителями. Мы — победители истории XX века, хоть нас и пытались на последнем витке истории этого столетия, в последнее десятилетие этого века, что называется, подрезать на сложном историческом повороте. Мы должны быть победителями соревнования, желательно мирного, между цивилизациями в XXI веке. Давайте будем чувствовать себя победителями, и тогда смешны будут любые попытки заставить нас считать себя либо жертвой, либо неудачным агрессором.
Мы должны быть победителем и так должны себя вести.