Россия возвращается на рынок внешних заимствований на невыгодных для себя условиях

Россия возвращается на рынок внешних заимствований на невыгодных для себя условиях

Россия возвращается на рынок внешних заимствований на невыгодных для себя условиях

<small>04-02-2016 14:45:00</small>

Сергей Алексашенко: Из четырёх букв надо сложить слово «счастье»

Россия возвращается на рынок внешних заимствований на невыгодных для себя условиях — зарубежные инвесторы требуют премии за политические риски

Россия возвращается на рынок внешних заимствований на невыгодных для себя условиях — зарубежные инвесторы требуют премии за политические риски

Россия возвращается на рынок внешних заимствований на невыгодных для себя условиях
Фото: ТАСС

Но кредиты всего лишь инструмент для оздоровления экономики, пользоваться которым можно по-разному. Бояться возвращения 90-х, когда страна зависела от международных финансовых организаций, бессмысленно. Ключевая проблема сегодня в позиции Минфина, который предполагает, что стабилизировать ситуацию можно исключительно за счет сокращения бюджетных расходов и дополнительных налогов и тем самым отказывается от попыток экономического роста. Экономист Сергей Алексашенко рассказал «Новой газете» о своем видении антикризисного плана правительства.

— Вы недавно писали, что считаете идею секвестра бюджета вредной для экономики. Почему наращивать дефицит в наших условиях — разумнее?

— Когда экономика падает по причине сокращения внутреннего спроса, урезание госрасходов заставляет спрос падать ещё сильнее. Поэтому классическое антикризисное решение в этой ситуации — наращивать дефицит бюджета. У России госдолг меньше 15% ВВП, то есть угрозы чрезмерной долговой зависимости нет. Долг в 30% ВВП — это абсолютно безопасная граница, если он долгосрочный.

В этой ситуации экономику надо не загонять дальше в рецессию, а попытаться дать ей толчок. Ровно по такому пути шли, например, США после кризиса 2008 года. Они вышли из рецессии в 2010 году и с тех пор растут. Европа пошла по пути сокращения дефицита, урезания расходов и повышения налогов, и до сих пор никак не может начать устойчиво расти.

В моём понимании, дефицит в 5% в этом году и в 4% в следующем — достаточно безопасный порог.

— Страх властей перед неконтролируемым бюджетным дефицитом — это своего рода следствие травмы от дефолта 90-х?

— Да, это память о кризисе 1998 года. Но эта память затерлась, прямых участников того кризиса в Минфине уже не осталось. Госзаимствования —лишь инструмент. США, используя этот инструмент, построили едва ли не самый крупный и надежный сегмент мирового финансового рынка, пользующийся доверием инвесторов. Россия, используя тот же инструмент, пришла в 1998 году к дефолту. Поэтому это не вопрос качества самого инструмента, а вопрос того, как вы им пользуетесь. В 1996-98 годах займы были краткосрочные, в основном с горизонтом до года — каждую неделю приходилось выплачивать $1 миллиард. А налоги при этом никто собирать не хотел. Сейчас с налоговой дисциплиной всё более-менее нормально. Поэтому болезни эти совершенно разные: в 98-м нужно было навести порядок в бюджетном хозяйстве; сегодня нужно придать экономике импульс к росту. Сокращением расходов этого сделать нельзя — получится импульс со знаком минус.

— Будет ли толк от госрасходов, если все наперебой говорят об их неэффективности?

— Если все расходы неэффективные, то нужно вообще отказаться от бюджета, поэтому это определение всё-таки не относится ко всем расходам. Конечно, нужно стремиться к тому, чтобы расходы были эффективными. Но если вы понимаете, как можно сократить неэффективные расходы и заменить их эффективными, что мешает вам сделать это при планировании бюджета? А тут: бюджет утвердили, а через месяц поняли что 10% расходов неэффективны. Так не бывает.

Во-вторых, Минфин сам не знает, какие конкретно расходы будет сокращать по его плану секвестра на 10%. Каждому бюджетополучателю сказали: денег будет меньше, а что сокращать — решайте сами. Ни о каком контроле за сокращаемыми расходами и речи не идёт, Минфин об этом ничего не знает и даже не хочет знать. Это абсолютно тупая и солдафонская мера.

Россия возвращается на рынок внешних заимствований на невыгодных для себя условияхЧитайте также:

Сергей Алексашенко: «Никакого дна пока не видно»

— Может ли большая приватизация госактивов стать более осмысленной мерой?

— Приватизация — это один из способов финансирования дефицита бюджета, но не источник доходов. В приватизации есть два элемента: финансовый (получить прибыль от продажи активов) и институциональный (государство должно уйти из управления бизнесом). Насколько я понимаю, сегодня о том, чтобы отдать контроль над «Роснефтью», «ВТБ» или «Аэрофлотом», речи не идет. Я вообще, не могу вспомнить, какие крупные компании государство отдало за последние 15 лет, зато приобрело минимум с десяток. Экономическая парадигма нынешней власти состоит в том, что государство должно быть контролирующим инвестором в «привлекательных активах». Поэтому институциональную часть приватизации можно даже не обсуждать. Что касается финансовой части, то министр экономики Улюкаев четко высказался: бюджет в критическом положении, очень нужны деньги.

— Чего ждать от попыток Минфина ужесточить фискальную систему, а то и вовсе повысить налоги на население и бизнес?

— Здесь тоже две составляющие. Повышение качества налоговой службы и ведомств — это правильно в любом случае. Налоги все должны платить одинаково согласно налоговому законодательству. Вторая часть уже касается повышения налогового бремени. Прошлым летом в бюджетном послании президент сказал, что налоги повышаться до 2018 года не будут. Уже через 11 дней, как говорят депутаты Госдумы, Минфин внёс законопроект, в котором предложил повысить налоги. И в этом году Минфин будет всячески продавливать повышение налогов, в том числе и на население — например, повышение акциза на бензин. И взносы в социальные фонды, которые сейчас хотят поднять — это тоже, по сути, налог на население.

Я считаю, что это серьезный политический удар по репутации президента, но логику Минфина хорошо понимаю. Его бюрократическая позиция абсолютно справедлива: он не хочет принимать решение самостоятельно и выкладывает на стол начальства все возможные предложения. Можно занять деньги, можно продать активы, можно повысить налоги, можно сократить расходы. Президент и премьер должны найти подходящую комбинацию — из имеющихся  четырёх букв сложить слово «счастье». У Минфина это как-то не получается.

— Условия получения внешних займов для России сегодня существенно хуже тех, которые были доступны нам до 2013 года?

— Когда клиенту очень нужны деньги, да ещё и доступ на финансовые рынки ему ограничен санкциями, то инвесторы будут просить премию. Ставка в 7% — это существенно выше, чем предлагалось по российским бумагам раньше. Когда-то наш Минфин выпускал бумаги и под 3%, и под 3.6%. Но сейчас деньги очень нужны, и Россия под санкциями. Поэтому, в моём понимании, под 5-5.5% занимать ещё можно, тем более что госдолг у России не очень большой — менее 15% ВВП.

— Иностранные инвесторы по-прежнему с опаской смотрят на российские активы?

— С опаской смотрят, в первую очередь, на российские акции — они действительно практически никому не нужны. Но российские облигации, и корпоративные, и суверенные — торгуются нормально.

— В бюджете-2016 прописаны лимиты для госзаймов —  $3 миллиарда на внешнем рынке и 300 миллиардов рублей на внутреннем. Эту сумму можно назвать достаточной?

— Минфин оценивает потерю доходов бюджета от падения цен на нефть в 1 триллион рублей — это $12-13 миллиардов. Поэтому, чтобы профинансировать запланированные расходы, $3 миллиардов явно недостаточно. При этом все, что можно из резервных фондов, уже взяли: ими закрываются 2 триллиона дефицита, предусмотренные бюджетом. Этот дополнительный  триллион — падение доходов ниже того уровня, который был заложен в бюджете. Можно, конечно, взять из резервов ещё, но для этого нужно серьезное политическое решение. Насколько я понимаю, и президент, и Минфин стоят на том, что нужно сохранить резервы как минимум до 2018 года, то есть в год можно тратить не более 2,5 триллионов рублей.

— Были разговоры про заимствования на внутреннем рынке в юанях — для китайских инвесторов. Это не альтернатива западному капиталу?

— Про азиатских инвесторов и юани мы слышим уже года два, с тех пор, как начался «поворот на Восток». Но что-то ещё никто не смог у них ничего занять. Китайцы — очень специфические инвесторы, у них ещё нет полной свободы движения капитала. И я не слышал, чтобы они были активны на рынках юаня в европейских странах.

Автор:Арнольд Хачатуров

Постоянный адрес страницы: http://www.novayagazeta.ru/economy/71704.html

Источник

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий