Депутаты Госдумы Игорь Лебедев и Ярослав Нилов (оба — ЛДПР) направили обращения (есть у «Известий») вице-мэру Москвы, возглавляющему департамент транспорта, Максиму Ликсутову и руководителю столичного департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Александру Самсонову.
Парламентарии пишут, что водители Москвы в январе столкнулись с проблемой снежных завалов на платных паркоместах, из-за чего невозможно было припарковаться. При этом многие владельцы транспортных средств купили абонементы на паркинг (годовая сумма может доходить до 250 тыс. рублей) и резидентные разрешения, но город не предоставил возможности воспользоваться имеющимся объемом платных паркомест.
Подобная ситуация, по мнению законодателей, может трактоваться как некачественное предоставление платных услуг. Депутаты требуют, чтобы городские власти объяснили, кто должен нести ответственность за уменьшение количества пригодных платных паркомест, и рассмотрели вопрос о компенсациях для автомобилистов, оплативших разрешения на парковку, но так и не получивших возможность ею воспользоваться в полном объеме.
— Снег в Москве убирают плохо. Если центральные улицы еще как-то чистят, то остальные, где и находится большинство платных паркомест, — в снежных завалах. Люди не могут ни въехать, не выехать, машины буксуют — создается риск ДТП. При этом людям продают абонементы и резидентные разрешения на парковку, — рассказал Игорь Лебедев. — Дорожные службы всегда могут найти причину, по которой они не смогли очистить эти территории, хотя на самом деле просто не хотели работать. Если МАДИ и Дептранс Москвы берут с людей деньги за парковку, то это их прямая обязанность — обеспечить гражданину, оплатившему парковку, возможность припарковать автомобиль.
Сегодня столичные власти предлагают различные способы оплаты услуг платного паркинга. Наряду с почасовой оплатой граждане могут приобрести и абонементы сроком на один месяц и один год. Стоимость годовых абонементов в зависимости от желаемой зоны платного паркинга может составлять от 80 тыс. до 250 тыс. рублей. За 250 тыс. рублей можно парковаться во всех столичных зонах платного паркинга.
Кроме этого, существуют и резидентные разрешения, которые могут приобрести москвичи. Они стоят 3 тыс. рублей в год и дают право парковаться в зоне платной парковки в пределах административного района Москвы, на территории которого расположено жилое помещение резидента, с 20.00 до 8.00. Над вопросом о том, что делать с автомобилем в дневное время, столичные власти предоставили размышлять самим резидентам.
Ситуация с уборкой снега, по словам Ярослава Нилова, стала еще одной головной болью автомобилистов.
— Складывается ощущение, что при снегопадах в Москве одни сгребали снег на тротуары, а другие вслед за ними — снова на проезжую часть. Очень много жалоб к нам поступает, что сгребают даже на платные парковки. И возникает резонный вопрос: чего они этим добиваются? Массовых нарушений и хорошего улова для эвакуаторов? Справедливо ли продавать услугу, реализация которой невозможна? Поэтому мы спрашиваем, собираются ли власти каким-то образом компенсировать это обстоятельство, — пояснил он. — Многие были вынуждены искать другие платные места для парковки либо же парковаться под знаком «Остановка запрещена», и их машину попросту эвакуировали.
26 декабря 2015 года власти Москвы значительно расширили зону платной парковки в столице, введя ее в самых отдаленных спальных районах города (296 участков дорог): Перово, Ясенево, Щукино, Измайлово, Теплый Стан, Марьино и многих других. Не успев оправиться от новости о введении платного паркинга рядом с домом, некоторые жители новоиспеченных платных паркозон уже спустя несколько дней наблюдали, как предназначенные для платного паркинга места превращаются в сугробы, на которые автомобили можно водрузить только при помощи спецтехники.
В департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, который занимается вопросами платного паркинга и регулированием автотрафика в городе, сообщили, что вопрос о заваленных снегом платных паркоместах, недоступных для автомобилистов, не является «зоной ответственности департамента».
— Вопросы уборки территории города, включая улицы, относятся к работе другого профильного ведомства столичного правительства. В связи с этим просим вас адресовать данный запрос в департамент ЖКХ и благоустройства города Москвы, — сказали с пресс-службе дептранса.
Получить оперативный комментарий от департамента ЖКХ и благоустройства города Москвы не удалось.
Координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов считает, что граждане, которые столкнулись с проблемой недоступности платного паркинга, могут обратиться в суд, но вероятность удовлетворения их исков минимальна. Наше законодательство, по мнению правозащитника, выстроено таким образом, что за ненадлежащее предоставление общественной платной услуги никто конкретно ответственности не несет.
— Услуга предоставления платной парковки выстроена у нас по кривой схеме: то ли это услуга, то ли сбор. С одной стороны, они позиционируют это как услугу, но услугой при этом не называют, поскольку им это совсем не выгодно. Если платная парковка официально приобретет статус услуги, то она должна будет иметь конкретное описание, стандарты качества и будет подпадать под закон о защите прав потребителей, тогда компенсации за ее неполное предоставление будут обязательны по закону, — сказал он. — Но сразу скажу, что думское лобби, которое поддерживает сейчас правовой вакуум вокруг этого вопроса, работая в интересах московской мэрии, будет очень стараться не допустить внесения ясности в этот вопрос.
Стоит отметить, что на официальном сайте Московского паркинга отмечено, что парковочные абонементы предназначены в первую очередь для частых пользователей именно «услуг» платной парковки.
Также Петр Шкуматов отметил, что не расчищающиеся по 2–3 недели снежные завалы на тротуарах и местах парковки связаны с тем, что власти используют устаревшие технологии решения этой проблемы.
— В Москве есть чуть более 30 снегоплавильных пунктов, куда свозится снег, и часто их не хватает, а снежные кучи продолжают неделями ждать своей очереди, тогда как мобильные снегоплавильные пункты сработали бы более эффективно, — резюмировал он.