Сначала года рубль ослабел к доллару на 5%, а в целом с начала декабря – на 15%. Это почти столько же, сколько было в январе прошлого года. Тогда цены в стране из-за резкой девальвации рубля повышались так стремительно, как не росли в предыдущие 16 лет. Да, в январе 2016 года текущая инфляция оказалась примерно вчетверо меньшей, чем годом ранее. Тем не менее, полагают эксперты, новая декабрьско-январская “волна” девальвации рубля уже в первые месяцы года приведет к росту цен в России как минимум вдвое большему, чем ожидалось еще недавно.
За три первых недели января биржевой курс рубля к доллару снизился почти на 20%, опустившись на минимуме 21 января ниже уровня 86 за доллар. За это же время нефть сорта Brent, к которой привязана и экспортная цена российской нефти Urals, подешевела на 27%. К началу февраля она подорожала сразу на 30%, а рубль к доллару – на 11%. На этой неделе падение возобновилось: цена барреля Brent снизилась к среде примерно на 10%, а биржевой курс рубля к доллару – на 6%. Затем начался новый рост: к середине дня в четверг Brent подорожала на 8%, а рубль прибавил 4,5%.
Столь резкие колебания рубля, скорее всего, повлияли на рост цен уже в январе, полагает научный сотрудник исследовательского института “Центр развития” Высшей школы экономики в Москве Николай Кондрашов. По его оценкам, январская месячная инфляция превысит 1%, за чем последуют ускоренные, по отношению к еще недавним прогнозам, ее темпы и в феврале-апреле. “В целом за первые четыре месяца года рост цен в стране составит примерно 4,5%, – прогнозирует Кондрашов. – Для четырех месяцев это явно много: если бы нового ослабления рубля не было, прирост цен не превысил бы 2%”. Для сравнения, в январе-апреле 2015 года инфляция в России составила 7,9%.
Очередные минимумы рубля могут переноситься на внутренние цены в том случае, если оказываются продолжительными, поясняет главный аналитик “Бинбанка” Наталия Шилова. Речь идет о таких курсах рубля, по которым сами импортеры будут готовы приобретать валюту для своих новых закупок товаров за рубежом, а это все же – некие средние курсы, скажем, за 1-2 месяца, а не пиковые минимумы, добавляет аналитик. “Тем не менее, январское ослабление рубля, безусловно, проявится в ценах: скажем, на продовольственные товары – уже в марте-апреле, на непродовольственные – позднее”.
Если еще месяца полтора назад можно было ожидать замедления темпов годовой инфляции до уровней ниже 8% уже в марте, то новая волна девальвации рубля заставила эти прогнозы пересмотреть, добавляет главный аналитик шведского банка Nordea в Москве Дмитрий Савченко. “Однако если курс в ближайшие месяцы будет оставаться в районе 80 рублей за доллар, не уходя ниже, то к середине лета годовая инфляция в России, по нашим прогнозам, может замедлиться до 8,4%”. Для сравнения, к началу февраля она составила, по предварительным оценкам, около 10%.
Неким ориентиром того, как будут расти цены в ближайшие месяцы, можно считать их динамику в 2014-2015 годах, говорит главный экономист по России голландского банка ING Дмитрий Полевой. Из нее следует, что снижение курса рубля к доллару на каждые 10% добавляло темпам годовой инфляции в стране от 1% до 1,5%. Однако следует учитывать и некоторые дополнительные факторы. “Например, для расчета инфляции в 2016 году Росстат будет использовать структуру расходов населения за 2015 год, а она должна была сильно измениться по сравнению с той, которая существовала еще годом ранее, – продолжает Полевой. – Более того, цены на многие продукты питания или непродовольственные товары уже существенно выросли, тогда как общий внутренний спрос в стране, наоборот, резко сократился”.
В целом, по текущим прогнозам “Центра развития”, годовая инфляция в России, даже с учетом прибавки из-за ослабления рубля в начале года, замедлится с 12,9% в конце декабря до 10,2% к середине лета. “К концу года ее темпы, по нынешним расчетам, составят примерно 8,7%, а в среднем за 2016 год – около 9,5%”, – заключает Николай Кондрашов.
Наталия Шилова представляет чуть иной прогноз. “После того, как годовой рост цен может замедлиться до 8-8,5% уже в марте, к середине лета он вновь может ускориться до 9-10%. Таким же он пока представляется нам и к концу января 2017 года”.
В 2015 году ВВП России сократился на 3,7%, представил во вторник предварительную оценку Росстат. Львиную долю этого сокращения “обеспечило” резкое падение внутреннего спроса – почти на 8%. Признаков его восстановления пока не видно, а спад спроса, в свою очередь, сдерживает рост не только экономики, но и внутренних цен.
Слабый спрос – это один из важнейших факторов динамики цен, но все же – на некоторую перспективу, поясняет Дмитрий Савченко. Например, для инфляции в 2016 году в целом он может оказаться не менее значимым фактором, чем даже ослабление рубля, и в какой-то степени они друг друга нивелируют. “Однако текущие колебания рубля гораздо ярче проявляются в ценниках магазинов, – продолжает аналитик банка Nordea. – Да и с точки зрения просто эмоций населения и его инфляционных ожиданий колебания курса рубля оказываются куда важнее”.
Падение доходов населения, которое, вероятно, продолжится и в 2016 году, хотя и будет гораздо меньшим, чем годом ранее, станет одним из главных сдерживающих факторов для дальнейшего роста цен, соглашается Дмитрий Полевой. С другой стороны, Россия по-прежнему импортирует значительную часть не только готовых товаров, но и сырьяили комплектующих для собственного производства, цены на которые неизбежно растут при каждой девальвации рубля. “Потребительский спрос в целом смещается в сторону более дешевых товаров, – говорит Полевой. – Этот процесс также влияет на то, как внутренние цены будут реагировать на очередное ослабление рубля”.