Солнечные лучи, отражаясь от повисших в воздухе песчинок, рассеивались по всему пространству. По обе стороны долины возвышались причудливые скальные исполины. Между ними змеились едва заметные колеи. Куда вели они? К дальним бедуинским кочевьям? В вечность? Вопросов больше, чем ответов. «Богоподобный гортанный простор» — такими словами один путешественник выразил свое впечатление от ландшафта Иордании в пустыне Вади Рам, самой величавой и загадочной в мире.
Я расположился на ночлег у подножия горы, которую прорезали несколько каньонов (наиболее узкие из них называют «сиками»). Поставил палатку, быстро перекусил и до темноты сидел, завороженный окрестным пейзажем. Передо мной простиралась долина, освещенная розоватым закатным солнцем. Над ней плавно кружила большая черная птица.
По противоположному склону неторопливо, с привычной грациозностью двигался верблюд. Выжить в пустыне можно, только передвигаясь по ней вслед за солнцем и отарами овец, выискивающими скудную растительность. Так и поступали обитавшие на этих ветреных нагорьях племена бедуинов, как издревле называли всех жителей арабского мира, которые вели кочевой образ жизни (слово «бадия» — от арабского «пустыня»).
Готовность в любой момент покинуть обжитое место была для них не только суровой жизненной необходимостью, но своеобразной философией бытия. Для бедуинов в пустыне нет секретов, они знают тут каждую потаенную тропку, приемы разведения огня, предсказания погоды, добычи пропитания, спасения от жажды, пыльных бурь и ядовитых змей.
Надобно сказать, что большая круглая бедуинская лепешка, кроме того что чрезвычайно вкусна, еще и полезна: однажды я ею прикрыл голову от солнца.
В стародавние времена в обязанности жителей пустыни входила помощь путникам и караванам в предоставлении им пищи и ночлега. Сейчас это не первостепенный долг бедуинов, но дух гостеприимства в них остался. Добираясь на велосипеде из приморской Аккабы до Форта Пустынной Стражи — деревушки, расположенной в самом сердце Вади Рам, я нередко, устав крутить педали, сворачивал с магистрали, зная, что не заблужусь, а если встретится человек, то обязательно подскажет дорогу, предложит еду и кров.
Характерные черные шатры на склонах гор видны издалека. Это традиционные жилища бедуинов. Шатры, как правило, натянуты на жесткие деревянные или металлические каркасы. Просторно и удобно. В жару гуляет легкий сквознячок, когда же дует сильный ветер (пыльный хамсин) или во время холодных ночей, можно опустить боковые покрытия, потуже натянуть растяжки. Очаг внутри обеспечивает тепло.
Зимой палатки и шатры бедуинов покрыты козьей шерстью, которая не пропускает холод и влагу. А вообще бедуин, привыкший к перемене мест обитания, непритязателен к внешнему виду жилища и его оборудованию. В некоторых местах поселения представляют собой одно большое плоское жилище, слепленное из сарайчиков, навесов, землянок…
Если встреча с коренными жителями происходит в стойбище пастухов, то хозяева, как правило, угощают гостей верблюжьим кефиром, творогом, разбавленным бараньим молоком (это блюдо называется «джип-джип»), и, конечно же, лепешками. Хлеб иорданские бедуины выпекают дома или покупают в пекарнях. Так, «машрух» — это лаваш ручной работы, а «хобз эли» — лепешка, которую выпекает автомат. Ноздреватый, покрытый бугорками, тонкий хлеб «таабун» печется на мелких камнях-окатышах.
СИЛА И ВЫНОСЛИВОСТЬ.
На арабском востоке балобан — культовая священная птица. Дрофа — классический объект охоты для ловчих балобанов, которые добывают жертву как в воздухе, так и на земле. В первом случае балобан гонится за дрофой и ловит ее лапами. Обе птицы продолжают бой на земле. В этом случае цель сокольника — подоспеть к месту схватки и помочь балобану, так как дрофа может нанести соколу серьезные травмы. Иногда охота идет по другому сценарию. Дрофа, увидев летящего на нее сокола, готовится к схватке на земле. Вообще дрофа более чем в два раза превосходит балобана по размерам и не всегда оказывается побежденной. Балобан же в схватке проявляет свои характерные черты: выносливость и умение терпеть боль.
Мне повезло: я путешествовал по Иордании в начале апреля. Солнце днем уже заметно припекало, но земля еще хранила память о зимнем дождливом сезоне. Красные анемоны, нежные маки, столбики эремусов, знаменитые черные ирисы, ставшие эмблемой Иордании, попадались на каждом шагу. Целебные и питательные свойства этих и многих других пустынных растений хорошо известны местным жителям. В бедуинском шатре вам обязательно предложат терпко-ароматный, отлично утоляющий жажду напиток из листьев чая и пустынных трав хабак и мармария, причем сахару добавят без меры и стакан наполнят до краев. Чайный напиток символизирует сладость жизни, и его должна быть полная чаша!..
Взгляду в пустыне зацепиться не за что. А хочется. Очень хочется и смотреть, и наблюдать, и думать. В результате можно обнаружить удивительные вещи. Например, маленький грибок, вылупившийся из-под земли не на лесной опушке, а среди раскаленных песков. Я знал, что грибы могут расти в самых неблагоприятных условиях — какие-нибудь гнилушки, плесень. Но этот гриб — подаксис — был родственником наших дождевиков и зонтиков, и тоже съедобным.
Встречается в пустыне и такой гриб, как трюфель. Его можно обнаружить по очень тонким сетевидным трещинам на поверхности земли. Острой лопатой или большим ножом разрыхляют почву и находят красно-коричневые или белые плоды. Искуснее всех подземное лакомство отыскивают газели. Они чуют грибы и удивительно быстро их откапывают. После обильных зимних дождей на оживленных дорогах можно встретить бедуинов, протягивающих путникам головные платки, полные трюфелей.
Главная забота человека в пустыне — вода. Кочевники находят ее, полагаясь на чутье своих четвероногих горбатых друзей. Если верблюд, испытывающий жажду, ложится на землю и наотрез отказывается двигаться дальше, значит, есть смысл копать именно в этом месте. В Вади Рам найти воду нетрудно. Благодаря источникам, которыми богата эта местность, долина была заселена еще в доисторические времена…
Местами песчаная пустынная местность переходит в полупустыню с белыми руслами высохших ручьев и редкой, но все же заметной растительностью. Нередко я замечал сухие деревья с кривыми стволами и зонтичными кронами. Значит, есть где соколу или пустельге присесть — не все же время летать над пустынными просторами в поисках добычи! И тень для путника, хоть и жиденькая, но все же имеется, и дровишек для костерка можно наскрести.
Одна беда — колючки да всякие скорпионы, ящерицы, гекконы, агамы, змеи, пауки, муравьи… В общем, место для бивака нужно выбирать с осторожностью. Правда, днем вся эта живность прячется по норам и выбирается наружу только ночью. Кстати, если ночью тихо вылезти из палатки, то можно увидеть ежа, зайца, дамана и даже шакала, волка, степную рысь. К сожалению, вряд ли удастся встретиться с аравийским ориксом.
Небольшая группа антилоп бейза была выпущена в Вади Рам в 2002 году, но на новом месте животные не прижились и перебрались на каменистые равнины соседней Саудовской Аравии. Сегодня Королевским обществом охраны природы проводится повторная программа по заселению ориксами местных каньонов.
ДРОФА-КРАСОТКА.
Вихляй, он же джек, дрофа-красотка, птица отряда журавле-образных, свое название получил за характерный бег враскачку. Длина тела самцов достигает 75 см, масса — 3,2 кг. Вид обитает в пустынях Северной Африки, в Египте, в Азии от Синайского полуострова до западного Пакистана и от Каспийского моря до Монголии. Вихляй питается растительным кормом, таким как плоды, семена, побеги, листья и цветки. Дополняют рацион саранча, сверчки и жуки. Дрофа-красотка занесена в Красную книгу Казахстана, но ежегодно правительство РК разрешает арабским шейхам охотиться на этих редких птиц со своими соколами.
Маршруты кочевья бедуинов пролегают по таким регионам пустыни, в которых умелый охотник без труда добудет и газель, и волка, и зайца. Обычно их подстерегают в местах водопоя. В шатрах иногда можно встретить ручных газелей. Это детеныши самок, добытых на охоте. С ними охотно играют дети. На побережье моря бедуины без особых усилий ловят перелетных птиц. Утомленные полетом через морские просторы, пернатые рассаживаются на деревьях и кустах и попадают в расставленные силки и сети.
Гораздо труднее иметь дело с ловчими птицами. Добыча разнообразной живности с помощью соколов — любимый вид охоты бедуинов. Опытные ловчие добывают этих птиц, выслеживая их гнезда. Тренированные соколы, привязанные кожаным шнуром, сидят обычно в мужском отделении шатра на специальных, вкопанных в землю шестах. У каждой птицы есть свое имя. Требуются недели ежедневной тренировки, для того чтобы сокол мог по приказу хозяина обрушиться с высоты на добычу — зайца, дрофу или газель, повалить ее на землю и удерживать до прихода охотника. Хорошие соколы могут за одно утро «прикогтить» до десятка дроф или зайцев.
Ну а если таким способом не удастся добыть пернатую дичь или зверька, то можно обойтись и… саранчой. Нападение этих прожорливых насекомых еще во времена фараонов считалось страшным бедствием, и с тех пор человек начал «мстить» саранче особым способом, поедая ее во всех видах: сушеную, жареную, вареную. По вкусу жареная саранча похожа на каштаны. Знатоки сравнивают ее с куриным мясом.
Как только бедуины замечают стаю, затмевающую солнце, они немедленно готовятся к сбору насекомых. Самое подходящее время для этого — после захода солнца, ибо ночью насекомые отдыхают. Добытую саранчу отваривают в больших котлах с соленой водой. На следующий день на солнце сушатся целые горы саранчи. При этом несъедобные хитиновые части отпадают. Высушенных насекомых складывают в кожаные мешки для хранения. Едят их обычно с кислым молоком.
Кроме этого, бедуины добывают белковую пищу, собирая яйца дроф и песчаных кур. Мальчики ловят ящериц или шипохвостов, выманивая из убежищ, и пекут их в горячей золе. Охотятся кочевники и на скорпионов. Добыча этих тварей нужна пустынникам, чтобы бальзамировать их ядом чучела животных, в чем бедуины достигли немалых успехов.
Сегодня в жизни бедуинов охота играет лишь подчиненную роль. В наши дни кочевники «ловят» в основном туристов. Через каменистые и песчаные пустоши уверенно шагают ажурные вышки, соединенные проводами, пробегают асфальтовые трассы со своей инфраструктурой.
Цивилизация обихаживает планету. Что остается народам, которые привыкли жить исключительно природными благами? Как не потерять свою изначальную сущность и при этом приспособиться к тому, что сильнее, напористее? Бедуины быстро научились считать не только верблюдов, но и деньги…
КРЫЛАТЫЙ ОХОТНИК.
Со времен Чингиз Хана сокол балобан наравне с беркутом — излюбленная ловчая птица сокольников Азии. Он успешно охотится как на наземных позвоночных, включая кроликов и зайцев, так и на птиц — вплоть до дрофы и цапли. Балобан удачно сочетает в себе ястребиные и соколиные повадки. С одной стороны, он вязко, по-ястребиному, преследует свою жертву в угон, с другой — пикирует на добычу с большой высоты. Среднеазиатские и арабские сокольники напускают балобанов по-ястребиному, то есть снимают клобучок и напускают его с руки на дичь с относительно больших дистанций. Охотиться с балобаном желательно на машине или верхом на лошади, так как птица может поймать добычу далеко от сокольника. Чтобы найти сокола, лучше пользоваться телеметрической аппаратурой, а не бубенчиками.
Я поправлял стоящий на костре закопченный чайник, время от времени наполняя свой стакан янтарной сладкой жидкостью. Бедуин Исса лежал рядом на коврике и загибал пальцы, подсчитывая верблюдов, жен, детей, деньги.
— Ты кем работаешь? А я — верблюд. У тебя есть жена? А у меня их три. А дети есть? У меня их десять. Нет, еще два. Двенадцать будет…
В настоящее время бедуины зарабатывают на туристах и паломниках, которые приезжают лицезреть святыни и заповедные уголки древних пустынь. Кочевники, как исконные хозяева этой земли, предоставляют им это право. Естественно, в обмен на доллары, евро, шекели, динары…
Когда через несколько дней я покидал Вади Рам, погода вдруг испортилась. Низкие облака закрыли солнце. По пустыне закружили вихри, взметая песок. Из ущелий потянуло холодком. И вдруг ветер стих. Все застыло в тревожном ожидании. В воздухе висела пыль, даже в сотне шагов трудно было различить предметы. Явление это называется «сухим туманом».
А еще, как рассказывают местные, здесь случаются «сухие дожди», когда осадки из-за высокой температуры испаряются, не долетая до земли. При этом, если жара переваливает за сорокаградусную отметку, слышны странные звуки. Это лопаются камни. Бедуины называют такое явление «звуками солнца». А может, это голоса небожителей, подаривших людям сказочный пустынный уголок? Или, наоборот, земля благодарит небеса за щедрый подарок?
В таких размышлениях я и покинул Вади Рам, по дюнам и каньонам которой буду еще долго странствовать в воспоминаниях и снах.
Источник: ohotniki.ru