Таджикистан: дерусификация городов завершена

О том, что произошло в Таджикистане, перефразировав слова Чебурашки, можно сказать так: «Мы переименовывали, переименовывали и, наконец, всё переименовали!» – в этом среднеазиатском государстве на данный момент не осталось НИ ОДНОГО ГОРОДА С РУССКИМ НАЗВАНИЕМ.

Таджикистан: дерусификация городов завершена

Последним «пал» Чкаловск, который теперь носит непонятное для русского уха название Бустон. Помимо Чкаловска, новые названия получили несколько городов и районных центров Таджикистана, а старейшее в стране Кайраккумское водохранилище будет носить патриотическое название Бахри Тоджик (Таджикское море).

А вообще процесс переименования городов и районов Таджикистана был поставлен на конвейер в начале 2000-х годов. Тогда по предложению президента Эмомали Рахмона Ленинабадская область была переименована в Согдийскую, город Ура-Тюбе в Истаравшан, Гармский район — в Раштский. В 2011 году в стране массово новые названия получили улицы Пушкина, Ленина, Гагарина, Гоголя.

В настоящее время в республике больше нет улиц имени Чкалова, Чехова, Горького, Паустовского, власти отказались от присвоения имени А.С. Пушкина первой в Таджикистане гимназии, основанной в 20-х годах прошлого века в Ходженте группой русских учителей. Недавно в центре Душанбе была снесена многометровая стела, которую венчал государственный герб Таджикской ССР, работы известного российского скульптора Елены Татариновой. Гранитная стела была установлена в 1949 году в честь 20-летия образования Таджикской ССР.

Новые наименования появились и у горных вершин. Так, в 2006 году горные пики Ленина и Революции стали, соответственно, пиками имени Абу али ибн Сино и Истиклол. В 1999 году пик Коммунизма назвали в честь государственного деятеля Исмаила Сомони.

Хорошо это или плохо для таджикской государственности?

Наверное, хорошо в тактическом плане. А вот в стратегическом плане государство, отказывающееся от своей истории, рискует потерять и своё будущее…

Таджикам, как и положено «передовикам» в сфере переименований, ни грех было бы поделиться в полном объёме своим опытом в этом непростом шестнадцатилетнем «трудовом подвиге» с другими бывшими советскими республиками. Особенно интересны в данном случае финансовые затраты государства, которые должны быть отнюдь не малыми. Может быть, узнав истинную цену «смены вывесок», в других постсоветских республиках задумаются, если и не об отмене переименований, то хотя бы о замедлении темпов в этом процессе.

Уверен, что «подвиг» Таджикистана по дерусификации будет повторён ещё в нескольких постсоветских республиках. А вот насколько дольше или меньше продержатся новые названия известно, вероятно, только одному Богу…

Согласитесь, что что-то воистину чудовищно нелогичное происходит в нашем мире: в России возвращают название второму по величине и значимости городу (пусть даже и историческое) на языке своих исконных врагов на генетическом уровне, а в постсоветских республиках, которые во многом обязаны России в обретении своей независимости, выбрасывают на «мусорную свалку истории» всю память о своих благодетелях…

Такое положение дел наталкивает на мысль, что процесс переименований на всём пространстве бывшей Российской Империи будет повторяться ещё не один раз до тех пор, пока на ней будет оставаться в живых хотя бы один человек…

Источник

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий