В то время не было телевизоров, компьютеров и прочих чудес современной цивилизации. Зато была масса подвижных игр, начиная от простейших плевалок – стрелялок, кончая сложными, иногда продолжительностью в несколько дней, в которых участвовали десятки пацанов. Например, В Баку наиболее распространенными массовыми подвижными играми были Футбол, Прятки, Казаки-разбойники, Двенадцать палочек, Лапта, Круговая лапта, Штандер, Чижик, разнообразные Ножички и Скакалки, Юрта. В каждой из этих игр участвовали от пяти до нескольких десятков человек. Игры были шумные, предельно агрессивные и безжалостные, часто конфликтные с местным населением, но всегда проводились строго по жестким, хотя и не писанным правилам.
Самой любимой игрой был, естественно, футбол. Для нее у меня были мячи: не обычный за 32 копейки, а предел мечтаний того времени, побольше, – резиновый за 68 копеек, был даже и кожаный детский футбольный (цены не фигурировали, поскольку считались безумными). Большинство родителей, в целях экономии, не разрешало детям играть в футбол в обуви. Поэтому все играли босиком на дворовой асфальтовой площадке. Ноги постоянно стирались до крови, коленки – сплошные болячки. Это ограничивало наши спортивные достижения. Но мы однажды приспособились, чтобы после игр собака Буля по очереди зализывала всем раны и наш спортивный энтузиазм заметно возрос.
Вот остановлюсь на Юрте. Тем более, что эту игру я не видел нигде, кроме Баку. На грунте, обычно с большим количеством гальки, очерчивается круг диаметром полметра, называемый Дом. Игроки поочередно пытаются воткнуть в него юрту – заостренную железяку, изготовленную из ножа, большого гвоздя, напильника или, даже, кинжала. Постепенно выявляется единственный проигравший, называемый заваженный башмак, у которого юрта чаще других не втыкалась в землю, а падала набок, которому в наказание предстояло отваживаться. Для этого первый выигравший делает три больших шага от Дома и уже в этом месте пытается воткнуть юрту. Если получилось, отдаляется на дальнейшие три шага и так далее, пока воткнутая юрта не завалится набок. Далее, таким же образом, все остальные выигравшие последовательными тремя шагами удаляются от Дома и, в конце концов, когда последнего из них постигает неудача, ставят на земле крест. От этого креста и предстоит заваженному скакать на одной ножке до Дома под улюлюканье выигравших.
В общем, довольно крутая игра, тренирующая азиатскую безжалостность к врагам народа. Поэтому очень бы подошла для России, но на ее территории она исключена по технологической причине: земля здесь обычно не достаточно камениста и наивно ожидать неудачи при втыкании ножа в чернозем.
И вдруг мода на Юрту исчезла неожиданно резко из-за двух новых факторов прогресса. Во-первых, увеличились площади, покрытые асфальтом, в связи с чем, уже во-вторых, пацаны изобрели новую конструкцию Юрты из маленького трехгранного напильника с тончайшим цилиндрическим жалом диаметром около 2 мм, практически исключавшим неудачу втыкания в гомогенный, обычно размягченный, асфальт. Новые тротуары мы, конечно, быстро изуродовали. Но причина отказа от Юрты была отнюдь не в нашем приобщении к цивилизованности, а в вырождении самой игры, на заключительном аккорде которой мне было суждено трагически солировать. В последней игре с большим количеством старших пацанов меня завадили километра на три от Дома. Такое расстояние мне было не допрыгать. Я заплакал. И вот тут случилось чудо: пацаны, чувствуя явный перехлест, посовещавшись, решили простить мне неотводу совершенно без наказания или каких-либо корыстных компенсаций. А ведь среди них были и те, кто меня, мягко говоря, недолюбливал. Раньше такой возвышенной этики при старых условиях игры никогда не наблюдалось. Но больше в эту игру не играли.
Оригинальной также была игра в Чижик. Это такой квадратный брусок из дуба или бука с заточенными на конус краями с габаритной длиной около 10 см. На сторонах вырезаны судьбоносные цифры 1,П,Ш и Х, что в арабской интерпретации означает, соответственно 1, 2, 3 и 0. В основе игры лежит выбивание Чижика лаптой из Дома, после чего противник пытается вручную забросить его обратно. Не попал – наказание дальнейшими ударами в количестве, указанном на верхней грани. Выбивание чижика ведется в два приема: вначале короткий вертикальный удар по его конической части для подскока и тут же размашисто со всей силы горизонтальный удар. Игра достаточно сложная, имеет несколько фаз, и уж не дурнее Гольфа или Крикета, причем может быть достаточно чинной, так что удивляюсь, почему ее не освоили законодающие в спорте англичане. Может быть, не придумали травмобезопасного Чижика? Но ведь сегодня можно сделать его и из материала помягче дерева.
А у нас в Баку, к сожалению, и эта игра исчезла достаточно быстро в процессе саморазвития. Виной оказалось эволюция лапты: ее стали изготовлять все более эффективной и, в частности, настолько широкой, что забрасывающий вручную противник оказался неконкурентоспособным. Ограничить ширину лапты законодательно пацанам не удалось. В результате игра умерла.
Через скакалку обычно прыгали без особого азарта и частенько вместе с девчонками. Двое крутят массивную веревку-скакалку, остальные по очереди или совместно вбегают, подпрыгивая, стараясь оказаться поближе к ее центру. Пока прыгаешь, имеешь право давать команду на изменение скорости вращения: болото, вода, огонь, пожар. Если вращение прерывается по твоей вине – подменяй крутящего веревку. Но почему-то веревки постепенно стали увеличиваться в длине, так что прыгать стало неинтересно. Мода на скакалку завершилась.
Еще одна игра – в Лямку. В начале ее делали в виде маленького упругого шарика-мячика из резины или смолы, затем стали приделывать к этому шарику мех или шерсть (вроде теперешних воланов бадминтона), и, наконец, завершила эволюцию конструкция из свинцовой картечины с кусочком длинношерстного меха овцы. Игра сама по себе простая: кто большее количество раз подбросит лямку ногой, не допуская падения на землю. Усовершенствованную, ее легко пинать без перерыва,
особенно, если снабдить обувь со стороны лодыжки специальной кожаной накладкой. Но все же из пацанов-азербайджанцев находились фанаты, которые занимались этим делом часами. Некоторые для игры в лямку шили специальные штаны с подшивными заплатами из кожи для гарантированного отсутствия складок в необходимых местах. Иногда злоупотребление этим спортом приводило к заметному искривлению костей ног. В конце концов пинать лямки иногда по тысяче и более раз стало признаком дегенеративности. И здесь тоже самое: эволюция конструкции лямки привела к полной утрате интереса к ней.
До каких-либо игр на деньги мы пока не доросли. Вместо них у нас были в ходу картинки (фантики- обертки от конфет) и писчие перья. «Под картинки» чаще всего играли попарно в школе в «Чет-нечет», где для выигрыша нужно было угадать четность или нечетность количества фантиков в кулаке соперника, или сложенными вдевятеро фантиками « в накидку» за столом. В более спортивные групповые игры «Битки» и «Чку» играли группой только на уличных, достаточно больших, земельных площадках, каждый со своей любимой каменной или металлической биткой. Равенство правил для игроков было весьма относительным. Например, преимущество было у игроков с наибольшим расстоянием между концами большого и среднего пальца. И здесь не обошлось без эволюции но совершенно по другим причинам. В процессе игр фантики быстро ветшали, изнашиваясь до дыр. Кроме того, многие предприимчивые владельцы стали их разрывать пополам, делая из одного два, а прозрачные фантики («масленки») быстро, под влиянием потных рук, теряли свой окрас, чем те же недобросовестные владельцы также пользовались, выставляя на кон вместо фантиков разнообразные фальшивки.
Играли «под перья» в игру «джик-бык» в основном в школе на столах и подоконниках. Тут для того, чтобы выиграть, надо было своим пером дважды перевернуть перо соперника: одним движением в положение джик и далее, в случае удачи, другим движением назад в положение бык. Но и тут народ оказался ушлым: перья стали разнообразнейшими способами деформировать так, чтобы их переворот оказался затруднителен.
Но общество не менее энергично училось бороться с недобросовестностью. Например, однажды были объявлены новые правила, где статус картинки не признавался за масленками, то же, когда картинка утратит более 10% площади. Перья же на игру стали приниматься без заметных деформаций. Пришлось всю выигранную казну не проигрываемых подломанных перьев ремонтировать дома, придавая им исходную форму.
Вот я и думаю: а не являются ли все эти эволюции детских игр прекрасными моделями развития социальных общественных отношений? Стоит ли ими пренебрегать?
Новыш Петр Александрович