Государство берет под особый контроль деятельность коллекторов

Государство берет под особый контроль деятельность коллекторов

Страшное происшествие в Ульяновске взволновало без преувеличения всю страну – от простых людей до высших должностных лиц. Коллектор поджег квартиру должника, и в том огне едва не погиб двухлетний малыш.

Ребенок чудом выжил, но обожжено около 40 процентов тела и ожоги, вероятно, останутся на всю жизнь.

Как сообщила "РГ" официальный представитель Генпрокуратуры Марина Гриднева, Генеральный прокурор Юрий Чайка взял под личный контроль ситуацию, связанную с деятельностью коллекторов в стране. А спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко призвала ускорить принятие закона о коллекторской деятельности, а пока приостановить работу коллекторов.

Горе в Ульяновске – не случайность и не выходка безумца-одиночки: коллекторское сообщество давно переступило черту. Раньше коллекторы только капали нам на нервы, для чего разрабатывали все более изощренные способы. Но в ходе поиска новых форм, похоже, забыли вовремя остановиться. Теперь они готовы сжигать и убивать нас, причем за очень небольшие деньги.

В Ульяновске цена жизни оказалась не выше 40 тысяч рублей. Для нормального человека – одна слезинка ребенка дороже в миллионы раз. Но, может быть, при наборе в коллекторские агентства у людей удаляют какие-то важные человеческие качества? Или их главарям приходится просеивать массу кандидатов, чтобы специально собрать команду извергов без стыда и совести?

Как бы то ни было, результат налицо: за долг дедушки искалечена жизнь ребенка. Как сообщается, изначально 56-летний местный житель, дедушка пострадавшего малыша, взял в долг 4 тысячи рублей. Это был так называемый микрокредит – деньги даются быстро, но под дикие проценты.

По одной из версий, деньги потребовались мужчине на лекарство. Впрочем, это не так важно. На чтобы он ни брал, маленькая сумма принесла большие проблемы.

Сначала долг вырос до 24 тысяч. Как рассказывают родители малыша, эта сумма была выплачена. Но потом коллекторы стали требовать еще 40 тысяч.

В 90-е годы прошлого века это называлось "поставить на счетчик". Кто бы мог подумать, что пройдет время и бандитские методы начнут перенимать люди, рядящие в юристов и экономистов. При такой схеме, сколько бы ты ни заплатил, долг всегда будет выше.

"Мне начали угрожать, – рассказал журналистам дедушка малыша. – Присылали SMS, где говорили, что убьют, зарежут. Один раз стекла разбили. Я думал, что все обошлось. А потом сказали, что сожгут меня".

Подобные угрозы сами по себе уголовное преступление. Но коллекторы угрозами не ограничились. Как рассказывают родители малыша, перед новым годов им в окно бросили кирпич. К нему была прикреплена записка, что надо заплатить 40 тысяч рублей. Эдакий привет от коллекторов.

А в ночь на четверг на прошлой неделе коллектор бросил в окно частного дома в Ульяновске, где жила семья должника, бутылку с зажигательной смесью. Разгорелся пожар. В этот момент в комнате спал двухлетний малыш. Внука спас дедушка, который и сам пострадал в огне. Какого-то сочувствия или официальных извинений от коллекторского сообщества пока не слышно. Или мы, быть может, что-то пропустили?

Обвиняется в поджоге 44-летний Дмитрий Ермилов – бывший полицейский. Сам он отрицает, что работал коллектором, вначале он вообще признался безработным. Мол, только до мая работал в службе безопасности некоторых микрофинансовых организаций. До этого отсидел небольшой срок за кражу: служа в полиции украл на шоколадной фабрике несколько тонн конфет и 14 тысяч шоколадок. Такая вот богатая биография.

В пятницу суд арестовал на два месяца Дмитрия Ермилова. Как рассказывают в СКР, в памяти телефона потерпевшего – 56-летнего хозяина дома – сохранились SMS-сообщения с угрозами, поступившие с номера обвиняемого. Есть и другие доказательства. Кроме того, как сообщили в СКР, есть информация, что он мог быть причастен еще к двум поджогам. "К нам с заявлениями обратились две жительница региона. Одна из них уже опознала Ермилова, вторая еще не допрошена, но есть все основания полагать, что она также пострадала от действий именно этого человека. В одном случае он кинул бутылку с зажигательной смесью в окно частного дома, в другом – поджег дверь квартиры в многоквартирном доме", рассказали журналистам представители СКР.

Организация, выбивавшая долги, сейчас открещивается от предполагаемого поджигателя. Мол, и сам долг давно погашен. Однако в Ульяновске рассказывают, что именно такими методами и пользовались ее представители. А гендиректор той организации даже разместил в сети снимок мужчин в боксерских перчатках на улице. Под фото говорящая подпись: "мастер-класс по боксу для моих сотрудников взыскания". СМИ и соцсети полны рассказов граждан, пострадавших от этой фирмы. Многие утверждают, что коллекторы угрожали сжечь их дом."Подложили письмо, что сожгут дом… – рассказывает интернет-пользователь, представившаяся Екатериной. – Дома постоянно один маленький ребенок! Вчера в моей половинке дома выбили стекла, ночью ребенок проснулся, напугался. Я беременная (угроза выкидыша), перенервничала. Звонила на их телефон, меня оскорбляют, угрожают сжечь дом и т.д. А я у них ничего не брала". Так что необязательно заводить долги, чтобы нарваться на неприятности с коллекторами. А вот рассказ другой женщины, у который кредит в той же фирме взял взрослый сын, давно уже не живущий с матерью: "Они теперь мне звонят с использованием нецензурной брани в речи, обещают мне, что я подохну в мучениях, останусь без квартиры (кстати, у сына собственности нет, он только зарегистрирован)".

Сейчас ульяновская прокуратура проверит работу микрофинансовой организации, выдавшей кредит пострадавшему в пожаре ульяновцу, и сотрудничающего с ней коллекторского агентства.

Наверное, профессиональному коллекторскому сообществу хотелось бы представить дело, как исключение из правил. Мол, собрались какие-то проходимцы, наломали дров. Но – нет. Не время гражданам взыскателям сейчас защищать честь мундира. На них достаточно накопилось компромата.

Например, недавно некий коллектор из Ростова-на-Дону позвонил в местный детский сад и сказал: если один из сотрудников заведения не вернет долг, детсад будет взорван. Сейчас уголовное дело телефонного террориста-коллектора рассматривается в суде.

В Подмосковье, как сообщают СМИ, коллекторы недавно довели до самоубийства 27-летнего сотрудника полиции, задолжавшего по банковским кредитам. Коллекторы регулярно развешивали оскорбительные объявления в доме, где он живет. "Я, (имя человека), и моя семья оказываем интимные услуги по системе "Все включено" для решения финансовых проблем". В другой записке говорилось, что в этом месте "проживает злостный должник (такой-то). Он хитер и коварен, легко входит в доверие, от его действий пострадали множество людей и организаций". В одной из записок человека назвали крысой. Авторы таких записок – одного поля ягоды с теми, кто кидает горючие смеси в окна детских спален.

А в Санкт-Петербурге весной 2014 года пятиклассница выпрыгнула из окна квартиры на десятом этаже дома: ребенка довели коллекторы. Ни она, ни ее родители ничего не было должны. Но люди снимали квартиру у хозяев-должников, а коллекторам было все равно, кого терроризировать. Всех историй не перечислить. Имеют ли право такие специалисты по взысканием называться людьми? Они требуют от нас отвечать по долгам, но не готовы сами отвечать за свои грехи. Сколько случилось трагедий, но как-то не сообщалось про чистосердечные признания и раскаяния коллекторов. Виноватых найти трудно.

Поджигатели ищут для себя алиби или смягчающие обстоятельства. Ни смерть, ни чужие искалеченные жизни для них уроком не станут, не заставят испугаться своих дел. Так пусть хотя бы побоятся тюрьмы. Мы не вправе давать им уходить от ответа.

В конце прошлого года Генеральный прокурор России Юрий Чайка сообщил, что число зарегистрированных заявлений о преступлениях, совершаемых в процессе возврата кредитов, неуклонно растет. С 2013 года их количество превысило 21 тысячу. "Однако уголовные дела возбуждаются в единичных случаях, что явно не отражает реальную картину противоправных действий", – сказал тогда Генпрокурор. Он потребовал более адекватно реагировать на многочисленные нарушения закона, допускаемые коллекторскими фирмами. То есть дела надо возбуждать чаще. Наказание должно быть неотвратимым. Официальный представитель Генпрокуратуры Марина Гриднева сообщила "РГ", что только за последние три года органами прокуратуры проведено две масштабные проверки исполнения законодательства коллекторскими агентствами. Их результаты показали, что в большинстве случаев действия коллекторов напрямую сопряжены с преступной деятельностью. Если говорить простым языком: коллекторы погрязли в преступлениях.

Например, в Башкирии возбуждено уголовное дело по статье УК "Самоуправство" после изъятия коллекторским агентском у пенсионерки домашнего животного в счет погашения кредита, взятого ее сыном в одном из банков по договору, по которому она не являлась поручителем. В Белгородской области в связи с распространением листовок с фотографиями должников, содержащих сведения об объявлении их в розыск, возбуждено семь уголовных дел по статье УК "Клевета". Нередко добиваясь возвращения долга, работники коллекторских агентств прибегали к физическому насилию, рассказывают в Генпрокуратуре. "Приговором Вахитовского районного суда Казани осуждены трое коллекторов, которые путем применения насилия и угроз вымогали денежные средства в размере более 12 млн руб. в счет погашения задолженности по ранее заключенному потерпевшим договору займа", говорится в сообщении.

В надзорном ведомстве заверяют, что все факты насилия и произвола со стороны коллекторов будут жестко пресекаться органами прокуратуры. В свою очередь спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко призвала скорее принять закон, регулирующий деятельность коллекторов, а пока приостановить их работу.

"Таким образом, мы оградим граждан от общения с сомнительными личностями из непонятных организаций, которые действуют под вывеской коллекторских агентств", – сказала глава Совета Федерации.

Сейчас в Госдуме находится несколько законопроектов на этот счет. Авторы одного из них предлагают запретить коллекторскую деятельность и ввести миллионные штрафы за переуступку долгов. Другой проект внесло в Госдуму Заксобрание Санкт-Петербурга. Согласно данной инициативе, иски кредитора к заемщику о возврате задолженности, возникшей по договору потребительского кредита (займа), должны рассматриваться только в судебном порядке. Кроме того, сейчас законопроект на этот счет разрабатывается и в Минэкономразвития. Работа над документом идет уже более пяти лет.

Кстати, еще летом 2014 года вступил в силу закон "О потребительском кредите (займе)", предусматривающий в том числе и некоторые ограничения для тех, кто занимается взысканием долгов. Кредиторы – банки или коллекторы, все равно – не имеют права звонить, слать SMS, как-то еще тревожить должника с 22.00 до 8 утра в рабочие дни и с 20.00 до 9 утра в выходные. Также коллекторы обязаны представляться и давать адреса для связи. За нарушения этих правил коллектора могут оштрафовать от 5 тысяч до 10 тысяч рублей. Но с помощью этих норм добиться от коллекторов цивилизованного поведения пока не удалось.

Мнение

Какие коллекторы нам нужны

Начнем с того, почему кредиторы предпочитают продавать свои долги третьим лицам – коллекторам. Как правило, это около трети  просроченной задолженности – самых безнадежных или как их еще называют "плохих" долгов.

Потому что самим возвращать их – дорогое удовольствие.  И не только, например, для банков, но и для их добросовестных клиентов, и для государства, кстати, тоже.

Надо отвлекать на взыскание своих сотрудников, а чаще всего нанимать новых. Расходы. Принудительное взыскание через суд, как правило, сложная и дорогостоящая процедура для должника. Опять расходы. Для государства – прямое судебное взыскание тоже дорогое удовольствие. 10 миллионов российских должников, почти каждый второй из которых имеет по несколько кредитов, непосильная нагрузка для любой судебной системы и госбюджета.

Именно дешевое взыскание долгов позволяет людям пользоваться выгодами потребительского кредитования – доступными займами без залога, покупками необходимых товаров и услуг. И не забудьте о судебных издержках, которые ложатся на должника, если он проиграет дело в суде, а это происходит в 95 процентов случаев, напоминают в Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА).

То есть получается, запрет или приостановка деятельности коллекторских агентств ударит в первую очередь по потребителям банковских услуг. Банкам придется серьезно увеличить стоимость кредитов. А некоторые из них не смогут выполнить требования ЦБ по качеству активов, тогда возможен отзыв лицензий. Примерно такая же ситуация с долгами ЖКХ, за сотовую связь и прочее.

Логично? Логично. Но вот мы включаем телевизор и видим обожженное лицо внука должника. Коллекторы – привет из  1990-х, чем не рэкетиры? Лично мне, такой ценой дешевые кредиты не нужны.   И вам, надеюсь, тоже. Но и отказываться от них – глупо.

Значит, надо наводить порядок на рынке коллекторских услуг и направить его в цивилизованное русло, как в других странах. В этом, кстати, заинтересованы и сами коллекторы, те, что не "из 1990-х".

По словам главы НАПКА, экс-замминистра финансов Алексея Саватюгина, криминализация и громкие скандалы на коллекторском рынке происходят из-за того, что на протяжении 25 лет он развивается стихийно, без отраслевого закона, без единых стандартов, реестра, без какого-либо финансового порога для легитимного входа на него. "Здесь не хватает усилий одного профессионального сообщества коллекторов (в НАПКА входят 30 агентств), – продолжает Саватюгин. – по продвижению стандартов и этики деятельности. Навести порядок на рынке может федеральный закон, регулирующий деятельность по взысканию долгов. За восемь лет ассоциация разработала несколько версий законопроекта, но все они заблокированы".

Недавно НАПКА обратилась к минэкономразвития с просьбой максимально ускорить разработку и принятие правительственного законопроекта "О деятельности по взысканию". Документ сейчас находится на доработке и, как ожидается, будет внесен в Госдуму этой весной. Проект закона предполагает требования по наличию крупного капитала у коллекторов для входа на рынок, обязательное страхование ответственности в 10 миллионов рублей, включение в государственный реестр, определение уполномоченного регулятора и органа надзора.

"Если банки, микрофинансовые организации, операторы связи и организации ЖКХ будут обязаны выбирать коллекторов из государственного реестра, это значит, что не будет серых коллекторов, у которых нет никаких профессиональных и нравственных ориентиров. Все будут законные. Всех можно будет контролировать. Например, передать эту функцию Росреестру", –  предлагает Саватюгин.

Что ж, подождем внесения очередного законопроекта в Госдуму и проследим, как будет проходить его принятие.

Подготовила Татьяна Зыкова

А как у них?

Закон на страже интересов должника

За рубежом деятельность коллекторских компаний строго регламентирована законодательством.

Во Франции коллекторских компаний несколько сотен, и их специальность – внесудебное взыскивание долгов. По статусу они являются коммерческими предприятиями и в обязательном порядке получают разрешение на работу в прокуратуре, которая, в свою очередь, осуществляет за ними контроль. Они действуют от лица кредитора по заключенному с ним соглашению, за что получают вознаграждение. Обычно это 10-20 процентов от возвращенной суммы. Так как методы физического воздействия здесь дело подсудное, коллекторы к ним не прибегают, а пытаются давить на неплательщиков психологически. В частности, письмами, порой заказными, с грозными требованиями. Некоторые по форме и содержанию здорово смахивают на вполне официальные, что может заставить незнающих людей всерьез разволноваться. На самом деле никакой юридической силы они не имеют. Более того, могут стать поводом для обращения должников в полицию. Во французском уголовном кодексе есть статья, где "фабрикация печатных актов, напоминающих административные документы, что подрывает доверие к государственным структурам", наказывается тюремным заключением до одного года и штрафом в 15 тысяч евро. Более или менее квалифицированный адвокат на основании этих писулек может не только засудить коллектора, но и добиться аннулирования задолженности, что уже, кстати, не раз происходило. То же самое касается досаждающих телефонных звонков. Подобные повторяемые действия, нарушающие покой людей, называются "вторжением в личную жизнь" и наказываются опять-таки годичным тюремным сроком и штрафом в 15 тысяч евро. Реально добиться возврата долга полностью или частично во Франции можно только по решению суда с помощью судебного пристава.

В США деятельность коллекторских агентств регламентируется специальным законом, а надзор над его исполнением и работой коллекторов осуществляют сразу два ведомства – Федеральная торговая комиссия (ФТК) США и Бюро по финансовой защите потребителей при Федеральной резервной системе (ФРС). ФКТ обязана ежегодно отчитываться перед конгрессом о применении закона на практике, собирая статистику о жалобах потребителей на коллекторов. Законодательство многих штатов накладывает на коллекторов дополнительные требования, например, обязывает агентство иметь специальную лицензию. Кроме того, большинство таких компаний входят в общенациональную Ассоциацию коллекторских агентств и обязаны соблюдать ее кодекс поведения, в том числе требующий уважительного отношения к должникам. Запрещается звонить должнику с 9 вечера до 8 утра, нельзя использовать ненормативную или оскорбительную лексику. Запрещается звонить по месту работы. Недопустимо вымогать суммы, не предусмотренные договором, угрожать арестом или правовыми действиями, если они на самом деле не предусмотрены законом. Кроме того, коллектор обязан представляться, указывать уполномочившую его компанию и кредитора, а также уведомлять о правах должника затребовать проверку подлинности долга. Если будет доказана ошибка коллекторов, то их могут обязать оплатить все расходы на юридические процедуры и компенсировать моральный ущерб в размере до 1 тысячи долларов.

В Индии процесс обучения и подготовки коллекторов, а также их обязанности определяются правилами Резервного банка страны, выполняющего роль центрального банка. Каждый коллектор должен пройти специальный курс обучения (не менее 100 часов). Как правило, коллекторы приходят в дом к должнику, если кредит не погашается в течение трех месяцев. Они имеют право посещать должника только с 7 утра до 7 вечера, а звонить только по тем телефонам, которые он предоставил банку. Не использовать в разговоре угроз и бранных слов. Коллектор также не имеет права рассказывать кому-либо, например соседям, о финансовых проблемах своей жертвы. В противном случае должник имеет право обратиться в банк с жалобой на коллектора. Коллектор также не имеет права конфисковывать имущество должника, поскольку санкцию на это выдает только суд. Правда, несмотря на четкое разъяснение в правилах обязанностей коллекторов, зачастую, особенно это касается небольших городов Индии, они работают по старинке, запугивая несчастных должников.

Источник

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий