В течение этого года Украина придет к еще более тяжелой ситуации, чем та, в которой находится сегодня уже полностью “евроассоциированная” Молдавия, считает член Зиновьевского клуба Дмитрий Куликов.
© РИА Новости. Владимир Трефилов | Купить иллюстрацию
<abbr class=”inject-data” data-mediaid=”1016520354″ data-mainview=”http://cdn13.img22.ria.ru/images/101652/06/1016520679.jpg” data-preview=”http://cdn15.img22.ria.ru/images/101652/06/1016520676.jpg” data-description=”Продюсер Дмитрий Куликов на презентации экспертной исследовательской площадки “Зиновьевский клуб”” data-title=”Украина получит то, что Молдавия уже получила” data-mediadate=”27.01.2016″ data-copyright=”© РИА Новости. Владимир Трефилов | Купить иллюстрацию”></abbr>
Дмитрий Куликов
Молдавия в последние месяцы и особенно недели переживает настоящую бурю антиправительственных протестов. Казалось бы, многие годы граждане Молдавии боролись за свой “европейский выбор” и получили все необходимые символические подтверждения, что эта их борьба увенчалась победой. Существует Соглашение об ассоциации между Молдавией и ЕС, реализуется режим зоны свободной торговли, даже безвизовый въезд в ЕС (предмет украинской зависти) тоже существует. Однако прошло более года, как все эти блага были достигнуты, а социально-экономическое положение страны только ухудшилось. На европейском экономическом направлении не произошло никаких позитивных изменений, а восточное (российское) направление сотрудничества сильно пострадало.
Сценарий, постигший Молдавию, является стандартным и отработанным в последние 20 лет. Полная деиндустриализация, превращение страны в источник дешевого чернового труда и одновременно, рынок для европейских товаров. По нему прошли многие страны Восточной Европы: Литва, Латвия, Эстония, Болгария. При этом перечисленные страны стали хотя бы формально равноправными членами ЕС. А Молдавия и Украина вообще никаких прав не имеют и являются даже формально дискриминируемыми сторонами соглашений об ассоциации.
© РИА Новости. Sputnik/Мирослав Ротарь
Молдавская оппозиция пригрозила усилить акции протеста
Кроме того, сегодняшняя напряженная (революционная) атмосфера в Молдавии поддерживается не только сторонниками евразийской восточной хозяйственно-экономической интеграции, но и “радикальными” европейцами, сторонниками вхождения Молдавии в Румынию и таким образом — в Европейский союз. Правящий режим в Молдавии — квинтэссенция олигархического строя, с огромной коррупцией и другими механизмами неправового обогащения малой правящей группы. Радикальные румыно-европейцы считают, что самостоятельно Молдавия не способна функционировать в качестве государства и порядок и право могут быть установлены только властью другого государства, в данном случае — Румынии.
Таким образом, европейский выбор, ради которого в 2009 году его сторонники совершили силовой захват власти, привел Молдову к ускорению системных процессов деградации и, возможно, полному исчезновению Молдавской государственности. Протестующие в Молдавии требуют смены правящего режима и досрочных выборов. Образован комитет национального спасения, который объявил о готовности приступить к перекрытию автомобильных дорог и не только. Все это происходит несмотря на то, что помощник госсекретаря США В.Нуланд заявила на днях, что США полностью поддерживают правящий олигархический режим и подпольно избранный вне конституционных процедур кабинет министров. Это весьма интересное обстоятельство, поскольку это, возможно, первый прецедент в Восточной Европе, когда революция происходит вопреки воле США, а не по их заказу и под их управлением. Если США и Европе не удастся подавить протесты и власть в Молдавии сменится, то возникнет новая ситуация, в которой возможны “контрцветные революции”, даже если США против.
Российские официальные лица особо ситуацию в Молдавии не комментируют. Все происходит в как бы естественном залоге. Однако власти Молдавии ожесточенно ищут во всем происходящем руку Москвы, но никак не могут найти. Поэтому высылают из страны всех российских корреспондентов, лишают их права въезда в Молдавию на годы. Даже европейские институты что-то там заявили в отношении неправового характера действий молдавских властей в отношении российских журналистов. Между тем рука Москвы безусловно присутствует. Она довольно мощная, хотя и как бы “невидимая”. Рука Москвы это треть граждан Молдавии, находящихся постоянно в России на заработках, это молдавские фермеры, потерявшие свои рынки сбыта, это умирающая пищевая промышленность Молдавии, которая ничего не может продать в Европу. Кроме того, рука Москвы держит “ключ” к территориальной целостности Молдавии под названием Приднестровье.
© РИА Новости. Александр Лыскин | Купить иллюстрацию
Экономист о ЗСТ Украины с ЕС: они что думали – что попали в рай?
Соседствующая с Молдавией Украина на несколько лет позже вступила на путь государственного переворота в интересах европейского выбора. Все, что молдаване уже получили (ЗСТ, безвизовый режим), Украина только получает (ЗСТ) или надеется получить (безвизовый режим). Принесет ли это Украине экономический рост и социальную стабильность? Вопрос имеет очевидный ответ — нет. Разрыв отношений с Россией и Евразией только начинает жестко проявляться в экономике Украины. Дальше ситуация будет усугубляться. Кстати некоторым регионам Украины может очень “захотеться” продолжить путь в Европу в составе других государств. Например, Буковине в составе Румынии, а Галиции — в составе Польши. Поскольку олигархический режим правления на Украине принципиально ничем не отличается от такого же в Молдавии. Еще в 90-е Молдавия де-факто потеряла часть своей территории — Приднестровье, а Украина сейчас — Крым и Донбасс.
В Молдавии от “европейской революции” до сегодняшней контрреволюции прошло 6 лет. Есть все основания предполагать, что в связи с быстро развивающимся европейским кризисом, гражданской войной и уже сегодня разрушенной экономикой на Украине эти процессы пойдут гораздо быстрее.
У Украины нет этих 6 лет. Уже сегодня на Украине многие понимают, что ассоциация с ЕС — смерть для украинской промышленности и сельского хозяйства. Украина ничего не приобрела, а только открыла полностью свой рынок, на котором украинский производитель не в состоянии конкурировать с европейскими товарами. Украина сама полностью разрушила экономические отношения с Россией и потеряла не только российский рынок, но и другие евразийские рынки. У Украины нет ответа на простые, но жизненно важные вопросы: где Украина будет зарабатывать и как? Молдавия через 6 лет после еврореволюции вдруг выяснила, что содержать ее не будут, а зарабатывать в Европе не дадут. На Украине все еще жестче, поэтому уже на 3-й год после украинского Евромайдана с высокой вероятностью обнаружатся все “прелести” совершенного Украиной европейского выбора. Будет ли ЕС содержать нищую Украину в 40 миллионов граждан? Нет. Он и Молдавию с 3 миллионами населения содержать не хочет. США конечно же поддерживали бы антироссийский режим на Украине, но не просто так, а для войны с Россией. Но Европа против войны на своих границах, и это внутринатовское противоречие ломает Америке всю игру. Неслучайно все более явно Запад начинает принуждать Украину к реализации Минска-2 и фактической федерализации. Вероятность того, что Киев сможет принять новую конституцию и реализовать Минск-2 очень мала, но даже если это произойдет, то в отношении социально-экономической и политической стабильности это только ухудшит положение. В течение этого года Украина придет к еще более тяжелой ситуации, чем та, в которой находится сегодня уже полностью “евроассоциированная” Молдавия. Возможна ли на Украине “контрреврореволюция”? Сегодняшняя ситуация в Молдавии дает основания отвечать на этот вопрос позитивно.