Российские нефтяные компании почти не пострадали от падения цен на сырье. В прошлом году они смогли нарастить добычу до рекордного уровня в 534 млн тонн – это на 1,5% больше, чем в 2014 году. В декабре в день добывалось более 10,8 млн баррелей – это исторический максимум.
Пока нефтяные компании не заявляют о резком сокращении инвестиций, более того, многие аналитики отмечают, что компании собираются наращивать расходы, по крайней мере, в рублях. В ближайшие несколько лет добыча нефти, по их прогнозам, будет расти.
Фактически условия работы отрасли благодаря российской налоговой системе одинаковы и при 45 долларах за баррель, и при 100, поясняют эксперты. Все риски берут на себя бюджет и население, страдающее от девальвации.
Однако после 2018-2019 годов добыча нефти, скорее всего, начнет сокращаться, даже если налоговая система не изменится. Если же правительство решится на изменения в налоговом законодательстве, то это нанесет отрасли сильный удар. В этом случае может быть реализован самый пессимистичный сценарий: компании перестанут инвестировать, старые месторождения будут истощаться, новые перестанут разрабатываться, а России нечем будет торговать.
Почему девальвация рубля выгодна нефтяникам?
Нефтяные компании как раз стали теми, кто выиграл от падения рубля, так как это привело к существенному снижению их рублевых расходов. Аналитик Sberbank Investment Research Валерий Нестеров пояснил Русской службе Би-би-си, что компании стали меньше тратить на бурение, закупку российского оборудования и прочее. На рублевые издержки приходится около 90% расходов компаний.
Именно слабый рубль, по мнению эксперта, поддержал рост добычи нефти в России в прошлом году. Благодаря девальвации компании могут позволить себе наращивать расходы в российской валюте. В прошлом году капиталовложения компаний в рублях выросли примерно на 20%, правда в долларах они упали примерно на 25%, подсчитал эксперт.
По оценке агентства Fitch, операционные расходы на добычу 1 барреля нефти составляют в России менее 10 долларов. У BP и Total они выше 20 долларов на баррель. В операционные расходы не входят транспорт, административные расходы и прочие издержки.
По оценке Нестерова, себестоимость добычи нефти на старых месторождениях в России составляет около 7 долларов, а на новых – 12 долларов. Однако если учесть транспортные расходы, налоги и другие виды расходов, то издержки возрастают до 20-30 долларов в зависимости от месторождения, пояснил эксперт.
Прибыль до налогообложения российских нефтяных компаний (EBITDA), по оценке Fitch, за первые девять месяцев снизилась на 29% в годовом выражении, при этом цены на нефть марки Brent упали на 48%.
Какие налоги платят нефтяные компании?
Российские нефтяные компании платят три основных налога: налог на прибыль, экспортную пошлину и налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). На последние два налога приходится большая часть выплат. При этом выплаты зависят от объема добычи и экспорта нефти. Чем они меньше, тем меньше платят нефтяники. Фактически бюджет России страхует нефтяные компании от потерь, правда, основную часть доходов при росте цен также получает государство.
Благодаря такой налоговой системе и девальвации условия работы отрасли при ценах на уровне 45 долларов за баррель были сопоставимы с теми, которые существовали при 100 долларах за баррель, пояснил Би-би-си директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов.
Рейтинговое агентство Fitch заявило, что главный риск для российской нефтянки сейчас – это изменение налогового законодательства. Тем более НДПИ на 2016 год был повышен, но при этом заморожена экспортная пошлина. По оценке агентства, пока это серьезного урона не нанесет: компании потеряют примерно 5-7% EBITDA.
Однако в агентстве допускают и другой сценарий: если цены на нефть останутся ниже 35 долларов за баррель, правительство начнет повышать налоги на нефтянку. Это приведет к существенному сокращению инвестиций и потерям для отрасли, а это, в свою очередь, приведет к сокращению добычи нефти в России в среднесрочной перспективе.
Подобный риск отмечает и Нестеров: в 2012-2014 годах на доходы от нефти и газа пришлась почти половина бюджета, причем где-то 40% именно на нефть. По его мнению, правительство ищет, чем покрыть растущий дефицит бюджета страны, сейчас активно обсуждается возможность получения дополнительных доходов с нефтяников. В этом году налог, скорее всего, не повысят, но такое возможно уже в 2017 году.
Начнет ли падать добыча нефти в России?
Большинство аналитиков уверено, что в ближайшие годы добыча нефти будет расти благодаря уже сделанным инвестициям.
Аналитик Bank of America Merrill Lynch Карен Костанян пояснил Би-би-си, что за последние 5-6 лет компании инвестировали порядка 100 млрд долларов в развитие месторождений в Восточной Сибири, на Каспии и в других регионах. Именно эти месторождения сейчас начинают работу и заменяют иссякающие месторождения в Западной Сибири и на Урале.
Кроме того, по оценкам Костаняна, рублевые инвестиции уже в зрелые месторождения в прошлом году выросли почти на 10% благодаря девальвации. Эти месторождения можно еще разрабатывать, если использовать новые технология бурения.
Эксперт в целом ожидает, что до 2018 года добыча нефти в России не изменится или покажет слабый рост, но затем начнется ее сокращение. Избежать этого можно только с помощью изменения налогового режима. Также он полагает, что инвестиции в добычу нефти будут сокращаться, если цены на нефть останутся на уровне ниже 30 долларов за баррель в течение длительного периода.
Нестеров считает, что рост добычи продолжится до 2019 года при условии, что нефть подорожает в следующем году где-то до 50 долларов за баррель, а компаниям удастся реализовать новые проекты.
В этом году, по прогнозу Сбербанка, добыча может вырасти на 1% благодаря более чем десяти новым проектам. Основным из них стало недавно запущенное Ярудейское месторождение, которое может за год дать прирост в 3,5 млн тонн нефти.
При этом потенциально Россия может добывать до 700 млн тонн нефти в год, отметил Нестеров. Однако в таком высоком уровне добычи нет ни экономического смысла, ни необходимости. Правительство планирует до 2035 года поддерживать добычу на уровне 530 млн тонн, но есть и оценки нефтяных компаний, что в среднесрочной перспективе добыча может снизиться до 300 млн, подчеркивает Нестеров.
Уже сейчас рост инвестиций ограничивают санкции и недоступность иностранного финансирования.
Наибольший рост добычи в прошлом году продемонстрировали "Башнефть" (2 млн тонн), а также "Татнефть" и "Газпром", подсчитал Борисов.