Почему в России начнут изымать посылки с AliExpress
Федеральная таможенная служба (ФТС) поддерживает идею вскрывать пять процентов идущих из-за рубежа посылок. Российские интернет-магазины считают, что это поможет выявить производителей и поставщиков поддельных товаров. «Лента.ру» выяснила, кто обеспечит сохранность вещей и почему от проверок могут пострадать AliExpress и JD.Com.
Борьба с подделками
Выборочно вскрывать посылки в середине января предложил президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) и по совместительству управляющий партнер российского интернет-магазина «220 Вольт» Алексей Федоров. Позднее его идею поддержал и глава ФТС Андрей Бельянинов.
Досмотр посылок позволит правоохранительным органам понять масштаб поставок контрафакта на российский рынок и установить, откуда он поступает. Федоров объяснил «Ленте.ру», что сейчас у таможенников таких данных нет.
Фото: Илья Питалев / РИА Новости
Вскрывать посылки будут для борьбы с подделками
Идею вскрывать посылки он почерпнул у гонконгских коллег. В дальнейшем обе ассоциации при поддержке Китая и Европы планируют создать наднациональный орган и свод правил по борьбе с поддельными товарами в сети. Данные из России помогут выявить места их производства и продажи.
«Так что мы ни в коем случае не выступаем против своих конкурентов или трансграничной онлайн-торговли в целом. И уж тем более не хотим навредить российским пользователям. В случае введения проверок на таможне, они даже не почувствуют разницы», — уверен Федоров.
Зато последствия в полной мере ощутят те, чьи вещи в итоге будут признаны поддельными. Их посылку таможенники конфискуют, а требовать компенсацию пострадавшим придется у поставщика некачественного товара, то есть у условного продавца с AliExpress. Федоров при этом уверен, что пользователи «всегда знают, что заказывают подделку».
Воровство и камеры
В случае принятия инициативы ФТС, в числе пострадавших могут оказаться и покупатели вполне легальных товаров, уверен эксперт по стратегической логистике Института МИРБИС Вячеслав Белобжецкий.
Проверки пяти процентов посылок действительно вряд ли ощутимо скажутся на сроках доставки, а вот сохранность товаров окажется под угрозой.
«Обычно посылки на таможне сканируются с помощью рентгеновского аппарата для выявления запрещенных веществ, но в случае проверки на контрафакт, их скорее всего придется вскрывать вручную. Так что сохранность вещей автоматически вызывает вопросы», — полагает он.
Во-первых, отправивший вещи продавец предварительно запаковывает их для безопасной транспортировки, а при проверке таможенникам неизбежно придется нарушить целостность упаковки.
«К тому же никто не отменял банального воровства. Ведь при вскрытии посылки таможня и «Почта России» по сути не несут никакой ответственности за то, что ее содержимое затем останется неизменным. Когда в посылках с Aliexpress и JD.com начнут приезжать условные iPhone 6s, наверняка не все из них в итоге дойдут до потребителя», — признает эксперт.
Фото: Станислав Красильников / ТАСС
Безопасность содержимого вскрытых посылок остается под вопросом
Избежать этого можно только если ФТС и «Почта России» сделают процедуру досмотра посылки публичной и беспристрастной. «Например, вскрытие можно фиксировать на видео, которое затем хранится на сервере службы до момента получения посылки клиентом. Если у него есть какая-то претензия, то он может посмотреть запись на сайте. Это как минимум станет элементом контроля за сохранностью товара», — предлагает Белобжецкий.
Китайская угроза
Однако истинной целью инициативы вскрывать посылки из-за рубежа, по мнению Белобжецкого, является попытка борьбы с китайскими онлайн-ретейлерами . Принадлежащая Alibaba торговая площадка AliExpress уже стала самым популярным в России интернет-магазином, а с июня по декабрь 2015 года ее трафик вырос на 120%. По данным TNS, аудитория AliExpress в сентябре 2015 года составила почти 24 миллиона уникальных пользователей. Активно завоевывает российский рынок и еще одна компания из Поднебесной — JD.Com.
«В таких условиях российские онлайн-ретейлеры вполне естественно пытаются продвигать ограничения, которые помогут им не проиграть конкуренцию. Ведь они опасаются более низких цен и широкого ассортимента китайских интернет-магазинов, при том что качество товара там примерно на одном уровне с ними», — резюмирует эксперт.
Недовольство отечественных продавцов вызывает и существующая система налогообложения, ведь иностранные игроки рынка не отчисляют средства в российский бюджет. Именно поэтому Федоров считает, что при покупке товара на AliExpress, «вы отнимаете деньги у кого-то из граждан и, по сути, совершаете кражу».
Еще одной нерешенной проблемой для российских онлайн-ритейлеров остается отсутствие единого порога беспошлинного ввоза в рамках Таможенного союза.
Фото: Reuters
В 2015 году AliExpress стал самой популярной в России онлайн-платформой для заказа товаров
В России он составляет 1000 евро, а в Казахстане, где, по словам Федорова, собственный онлайн-ретейл «отсутствует», эту цифру хотят увеличить до трех тысяч евро.
Одной из мер по регулированию отрасли в этих условиях может стать налог на посылки из иностранных интернет-магазинов. Его введение поддерживает советник президента по интернету Герман Клименко. Впрочем, в беседе с «Лентой.ру» он подчеркнул, что это должно стать лишь одной из мер по государственному регулированию отрасли.
В первую же очередь «необходимо посадить всех участников рынка за стол переговоров и выработать для них единые правила ведения торговли».
По мнению советника президента, главной проблемой зарубежных товаров остается отсутствие у них российской сертификации, что автоматически ставит под сомнение их качество и безопасность.
Однако пока АКИТ не готова решать этот вопрос, ведь как отметил Федоров, возможное вскрытие посылок будет направлено лишь на борьбу с подделками.