Россия, которую мы потеряли, в задачках для школьников

Россия, которую мы потеряли, в задачках для школьников

Наш источник: Вишневский Г. Арифметический задачник для начальных училищ и приготовительных классов гимназий и реальных училищ. Изд. 31-е. – М., изд. Башмаковых, 1911.

Россия, которую мы потеряли, в задачках для школьников

Хотя задачник издан в 1911 г., в нем отражена жизнь России более раннего времени, т. к. это 31-е издание. В задачах встречается 1889 г., как одна из самых поздних дат. Все задачи на прикладном материале: посчитать урожай, товар, расстояние и т. п.

Некоторые задачки потрясают своей страшной обыденностью:

«1123. Ребенок родился 12-го мая в 9 часов утра, а умер 11-го июня того же года в 1 час пополудни. Сколько времени жил ребенок?»

«Мальчик родился 17 января 1873 г. Когда он умер, если прожил 3 года 4 месяца».

«1174. 25 нищих получили 2 руб. 75 коп. Посколько коп. досталось каждому?»

Некоторые рисуют пропасть между разными слоями общества:

«1269. Продано имение, в котором было 6745 десятин пахотной земли, 2820 дес. лугов и 1392 десятины леса. Пахотную землю продавали по 241 руб. за десятину, а луга по 136 руб. за десятину. Почем продавали десятину леса, если все имение продано за 2 422 489 руб.?». – Это имение площадью 125 кв.км, примерно 12,5 км на 10 км. Т. е. вполне рядовое помещичье имение.

«1289. На фабрике работали мужчины, женщины и дети, всего 651 человек; дети составляли 7-ю часть, а женщины 3-ю часть всего числа рабочих; остальные были мужчины. Сколько нужно уплатить рабочим за неделю, если поденная плата для детей 30 копеек, женщина получает на 15 копеек больше, а мужчина получает вдвое более, чем женщина? – отв.: 3 027 руб. 15 коп.»

Легко подсчитать, что все 651 работников фабрики зарабатывают за год при непрерывном цикле 157 411 руб. Таким образом, они все вместе, не тратя ни копейки смогут заработать на рядовое помещичье имение из верхней задачи за 15 с лишком лет.

Следом идет задачка на цены:

«1290. куплено 25 пуд. гречневой крупы, 15 пуд. пшена и 46 пуд. рису и за все это заплачено столько рублей, сколько получится в частном от деления 20099 на 101. Во сколько рублей ценился пуд рису, если пуд гречневой крупы стоит 1 руб.60 коп., а пуд пшена 1 руб. 40 коп.? – Отв.: 3 руб.»

Как видим, цена вроде дешевая с точки зрения наших цен, – 1,4 рубля за пуд пшена, только вот на свою дневную зарплату из верхней задачи ребенок купит 3,5 кг пшена. Женщина — 5.1 кг, а мужчина — 10,6 кг. Риса же в два с лишним раза меньше, поэтому и рис народ не ел, ведь кроме питания еще надо платить за жилье, одежду и прочее.

Еще задачка на тему зарплат рабочих:

«1421. На фабрике работали мужчины и женщины; мужчин было вчетверо больше, чем женщин; мужчина получал по 12 руб. в месяц, а женщина по 8 руб. В год всем рабочим уплачено 26 880 рублей. Сколько на фабрике мужчин и сколько женщин? – Отв.: 765; 89».

Дополнительно небольшое ассорти:

«1137. Учительница получает 16 руб. 66 коп. жалованья в месяц. Сколько жалованья она получит в 7 месяцев?»

«1060. Урок чтения продолжался 1 час 10 минут, урок чистописания 55 минут и урок Закона Божия 1 час 30 минут минут. Сколько времени продолжались все 3 урока?»

«389. В деревне было 75 домов. Во время пожара 36 домов сгорело. Сколько стало домов в деревне после того, как погорельцы поставили 22 новых дома?»

«427. Поденщица получает в день 25 копеек. Сколько получает она в 4 дня?»

«428.За теленка заплатили 3 руб., а за корову в 14 раз дороже. Что стоит корова?»

Ну и напоследок про “французскую булку”:

«503. Хозяка сделала покупок в булочной на 91 коп.; она купила 11 трехкопеечных булок, 19 двухкопеечных кренделей, а на остальные деньги взяла французских хлебов, ценою по 5 коп. Сколько хлебов купила она?»

Источник

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий