Всегда интересно половить в незнакомом водоеме. Поэтому когда представился случай порыбачить на Яузском водохранилище, я с радостью согласился. Ведь я там еще ни разу не был. Хотелось побывать в новом месте, проверить в деле так называемое "коромысло", испытать самодельные мормышки, поработать новой удочкой и пр. Планов было громадье…
Дорога до водохранилища неблизкая, но время в разговорах с единомышленниками прошло незаметно. Приятным известием стало, что водоем считается довольно чистым и рыба в нем, в отличие от Рузы, Можайки и Озерны, не больна поголовно лигулезом, клещем и пр. Увы, солитер есть и здесь: на следующий день, потроша рыбу, я обнаружил одну зараженную. Видимо, к этой беде надо привыкнуть, переборов собственную брезгливость к тем паразитам, которые считаются неопасными для человека.
Выехали ночью, на термометре в Москве – минус 10. Приехали на место почти в 5 утра, термометры показывали минус 25, у некоторых даже минус 28. Вот такое изменение. Мы и не поняли сразу, что на дворе жуткий холод, а уж как сообразили, сразу же стали собираться и по-быстрому сели в сани "Бурана", который потащил нас в места, известные наличием мерного подлещика и другой мирной рыбы. Хорошо, что не додумались брать с собой живца, – какие уж жерлицы на таком холодрыжнике!? Согревало душу лишь то, что с рассветом должно было прийти общее потепление, следовательно, и здесь можно было рассчитывать на ослабление мороза.
Небо перемигивалось звездами, ветра не чувствовалось, а деревья были покрыты искрящимся серебром. Если бы не шум двигателя и выхлоп… то точно ощущение, что попал в сказку! Жизнь здесь будто бы замерла. Однако онемевший нос не позволил долго любоваться звездным небом, пришлось закрыть лицо шапкой, так теплее. Что поделаешь, "бытие определяет сознание".
Наслаждаться окружающим видом не получилось и по приезде. Нужно было как можно скорее поставить палатку и как-то обогреться. На беду у меня еще вышел из строя налобный фонарик, что существенно тормозило процесс установки спасительного домика рыбака.
Однако терять время на печаль не пришлось. Интенсивно разгребая ногами площадку для палатки от снега, я начал понемногу согреваться (а палатка у меня трехместная, да еще есть растяжки…), затем схватился за бур и, продолжая согревать свой организм "физкультурой" (и только ей, поскольку употребление спиртного на рыбалке не приемлю), пробурил сразу шесть лунок. Накрыв их палаточным куполом, который на таком морозе не сразу захотел раскрываться (впервые такое, кстати), начал ввинчивать в лед ввертыши. Вроде бы все! Искренне признаюсь, согрелся. Даже самому было удивительно.
Но все-таки в палатке зажег газовую плитку (хорошо, что газовый баллончик не замерз) и пару свечей. Стало тепло, и можно было расстегнуть куртку. Примерно через час плитку погасил, а свечи оставались зажженными в течение всего времени лова (к 3-м дня каждая выгорела лишь наполовину).
В процессе создания теплого пристанища приходится многое делать голыми руками (не получается у меня в перчатках ни веревку развязать-завязать, ни карманы расстегнуть-застегнуть, ни ввертыш вынуть из пластикового чехла). Так что руки мерзнут быстро и сильно. Выходом из ситуации стали рукавицы на резинке (как у малышей), которые я приспособил держать, когда они не нужны, под другими резинками на рукавах (резинки к рукавам сам пришил), а в случае необходимости быстро доставать и греть кисти. Таким образом, когда пальцы сильно замерзали, я их грел в рукавицах. Причем отогревались они довольно быстро, и я мог вновь продолжать работу.
Поклевки начались у меня около 8 утра, несмотря на значительно более раннее прикармливание. В качестве прикорма пользовался обычной покупной смесью, щедро разбавленной мелким прикормочным мотылем (чтобы не морозить руки, перемешивал прикормку рыболовной шумовкой, ей же затем накладывал полученную смесь в кормушки-самосвалы). Рыба с удовольствием хватала мотыля и оказывалась на крючке. Чем ближе к обеду, тем ее активность усиливалась. В большинстве случаев на лед падала мелочь: густера, подлещики и окуньки. Но были экземпляры и покрупнее – подлещики в районе 400 г.
Самодельная мормышка подтвердила право на существование, работала как с мотылем, так и без наживки, что радовало вдвойне. Однако первый мерный подлещик попался на пенопласт, насаженный на крючок поплавочного удилища вместе с тройкой мотылей. Вполне успешно работало «коромысло» с огрузкой около 2,5 – 3 г.
Магазинные коромысла имеет фиксированную длину обоих поводков, около 5-7 см. В самоделках же часто поводок делается единым на оба крючка и не фиксируется. В момент поклевки рыба заглатывает наживку, при этом поводок легко вытягивается до того момента, пока не упрется в край «коромысла» другим крючком. Коромысло в данном случае изготавливают из пластиковой трубочки, на которую надевается груз в виде оливы. У меня подходящей трубочки под рукой не оказалось, и я просунул леску (поводок) с двумя крючками на концах через центр (сделав предварительно петельку из тонкой проволочки возле грузика) и обернул разок вокруг плеча коромысла. В итоге подвижность была обеспечена. Полагаю, эта мера и повлияла на четкие засечки за верхнюю губу, причем так, что рыба вряд ли могла сойти самостоятельно. А вот если бы рыба почувствовала тяжесть при заглатывании наживки (в случае с фиксированной длиной поводков), засечь ее было бы гораздо труднее.
Если сравнивать количество поклевок за одно и то же время у обычной поплавочной удочки с одним крючком и у удочки, оснащенной коромыслом, то коромысло давало о себе знать примерно в два раза чаще. В дальнейшим обязательно буду использовать эту снасть при ловле леща.
Единственной неприятностью стало запутывание лесок из соседних лунок. Пожалуй, никогда я еще так часто не распутывал лески, сидя на льду в зимней палатке. Но что поделаешь?! Зато клевало хорошо, и переходить на другое место смысла не было.
На новую мормышку рыба брала, пожалуй, чаще, чем на черта, который показывал хорошие результаты в прошлом году. Видимо, роль играл граненый блестящий шарик-бусинка, надетый на цевье и свободно двигавшийся по нему (мормышка – гвоздешарик), который я стал применять сравнительно недавно. Леску с данной мормышкой использовал толщиной 0,1 мм. На ямах, где глубина составляет 8-10 м, ловить на суперлегкие мормышки и тонкие лески (тоньше 0,08 мм) не вижу смысла. Опасность разрыва при поимке крупной рыбы велика, а мелкую рыбешку лучше и проще ловить на глубине 3-5 метров. Кивочек использовал средней длины – около 8 см, хотя в последнее время предпочитаю более короткие кивки, длиной 4-5 см (ими проще выполнять мелкую дрожь – дриблинг, который нередко выручает, соблазняя рыбу условно высокочастотными микроколебаниями).
Поскольку ловить довелось на глубине 8-9 м (точнее определить не удалось, эхолот в этот раз функционировать отказался – холодно для него слишком), опускание приманки осуществлялось долго и все время хотелось подгрузить мормышку дополнительным свинцовым грузиком-шариком.
В отличие от меня, практически безвылазно просидевшего в своем укрытии, двое из нашей компании занимались поиском окуня и блеснением. В результате было выловлено 3 настоящих горбача (более 400 г каждый), а также десятка полтора небольших окушков. И просверлено бессчетное количество лунок!
На обратном пути в месте, где останавливаются автомобили, удалось увидеть пойманного рыбаком-любителем линя. Вот уж и подумать не мог, что зимой на обыкновенную удочку с мотылем может попасться красавец-линь.
Кстати, к обеду, как и обещал Гидрометцентр, значительно потеплело, уезжать было обидно. Но впереди еще будут свободные выходные дни, так что мы обязательно выберемся сюда еще раз. Даже если снова ударит сильный мороз. Настоящему рыболову холод – не помеха!
Источник: ohotniki.ru