Если мужчина внезапно заявит женщине – «Твое место у плиты!», она смертельно обидится и начнет возражать. Но если он широким жестом обведет вокруг и скажет – «Дорогая! Выбирай, чем хочешь заниматься!», она с удовольствием отправится к плите, по дороге родив младенца.
К чему я? Поясняю: наткнулась на очередную бравурную статью в журнале Tatler. Захватывающая, полная неожиданных оборотов история: поступила без протекции в очень престижный колледж, потом на совершенно «недевичий» физмат, закончила с красным дипломом, подавала надежды, защитила диссертацию… И вышла замуж. Теперь занимается благотворительным фондом, пишет кулинарные книги, растит ребенка.
Репортер исходит благодатью: господи, какая женщина, какой молодец, от нее сияние исходит! Прочтите и восхититесь! А я недоумеваю: в чем, собственно, дама молодец?
Чем героиня принципиально отличается от любой условной Иры из Иваново, которая закончила местный Заборостроительный или Арбузолитейный университет, вышла замуж, растит ребенка, печет мужу пирожки и подкидывает соседке копеечку на сына-инвалида? Разве что размахом. Ну, так у Иры из Иваново и нет мужа-олигарха, который обеспечил бы размах. Иначе бы написали о ней и не в газете «Рабочий полдень», а в глянце.
Дама с физмата, судя по всему, счастлива у своей навороченной плиты на сияющей кухне. И это хорошо. Но куда делась диссертация, надежды, научные открытия? Выходит, все это было не нужно? Так, поиграла в ожидании мужа?
Я вообще-то терпеть не могу, когда мужчины подковыривают женщин – мол, вот вам дали равные права, но, сколько среди вас появилось ученых? Сколько политиков? Сколько вообще известных чем-то кроме приятной внешности и пафосных платьев людей?
Но ведь и, правда, ничтожно мало, почти нисколько.
Феминистки в ответ кричат, что это все мужчины мешают, не пускают, не дают, гонят на кухню, и вообще. Но разве перспективную героиню статьи в «Татлере» кто-то на эту кухню гнал? Нет, она сама сошла с дистанции и совершенно добровольно туда проследовала.
Да, стереотипы давят. Да, в некоторых областях женщинам по-прежнему сложнее пробиться, чем мужчиной. Да, родственники нудят про «женский долг» и «хранительницу очага», а общество в целом от женщин больших свершений не ждет и не поощряет «Давай, девочка! Мы тобой гордимся!» – но ведь никто и не запрещает!
Тем не менее, женщины — самые лучшие, способные, талантливые, гениальные, с папой-профессором, а значит, со связями, почему-то предпочитают карьере, труду на благо человечества, революционным открытиям — кухню. Сами. Добровольно.
Может, поэтому я не готова восхищаться дамой с фондом и кулинарными книжками. Вот той же дамой, но до семьи — с физматом за плечами и диссертацией — да. А сейчас она точно такая же, как все. С обычной бабской долей. Сделавшая обычный женский выбор.
Приходится констатировать факт – место большинства женщин и, правда, поближе к дому и детям.
Девочки могли бы всё, но не хотят.
Мне кажется именно поэтому среди известных людей так мало женских имен.
Не хотим мы, хоть убейте, лучше плита.